Техническое обслуживание рулевого управления автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 2.

Техническое обслуживание рулевого управления автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ. Часть 2.

Рулевой привод на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Часть 2

Продолжение. Начало здесь: часть 1

Регулировка рулевого механизма. У рулевых механизмов грузовых автомобилей с дизельными двигателями выполняют две регулировки: осевого зазора в подшипниках вала винта и зацепление рабочей пары.

У автомобилей семейства МАЗ пользуются регулировочной гайкой, подвертывание которой и обеспечивает необходимый натяг в подшипниках винта, соответствующий моменту для проворачивания винта в пределах 120-245 Н.

В рулевом механизме регулируют зацепление сектора и гайки-рейки, пользуясь винтом, ввернутым в торец сектора. Предварительно проверяют зазор в зацеплении по величине осевого перемещения вала сектора. Сошка при этом должна быть отсоединена от гидроусилителя. Указанный зазор не должен превышать 0,1 мм. Если зазор больше этой величины, зацепление регулируют, отвернув контргайку регулировочного винта и вращая регулировочный винт по часовой стрелке до тех пор, пока зазор не будет полностью выбран. Момент для проворачивания винта около среднего положения рулевого колеса должен быть 130-345 Н•м.

При наличии пружинного динамометра проверяют усилие на ободе рулевого колеса, которое надо приложить для его поворота около среднего положения. Это усилие должно составлять 10-15 Н, и его можно довести до этих пределов подвертыванием регулировочного винта. Окончив регулировку, законтривают регулировочный винт.

Проверка и регулировка гидравлического усилителя руля. В гидравлическом усилителе руля проверяют крепление насоса к кронштейну и самого кронштейна к двигателю, натяжение ремня привода насоса, уровень масла в бачке насоса, крепление гидроусилителя к раме автомобиля и его соединение с рулевой сошкой и продольной тягой рулевого привода, герметичность соединений трубопроводов и всех уплотнений.

Ремень привода насоса должен быть натянут таким образом, чтобы прогиб в его средней части под действием усилия, равного 40 Н, составлял 10-15 мм. При необходимости подтянуть ремень, удаляют регулировочные прокладки, установленные между обеими половинками разборного шкива насоса, в результате чего смешается ремень в наружную сторону и увеличивается его натяжение.

Уровень масла в бачке насоса должен находиться на расстоянии 5-10 мм ниже верхней кромки заливной горловины. Проверяют уровень масла в бачке при работе двигателя на холостом ходу. Колеса должны находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля. При необходимости доливки используют только отстоявшееся хорошо отфильтрованное масло, которое заливают через воронку с двойной сеткой.

Ежедневно рекомендуется проверять крепление гидроусилителя к раме автомобиля и шаровых пальцев, соединяющих гидроусилитель с рулевой сошкой и продольной тягой рулевого привода.

Если в шаровых соединениях появляются зазоры, их необходимо отрегулировать, а это требует частичной разборки гидроусилителя. Прежде всего в такой регулировке нуждается шаровой шарнир, соединяющий гидроусилитель с продольной тягой рулевого привода, передающий значительное усилие.

Гидроусилитель снимают с автомобиля, отсоединив трубопроводы на силовом цилиндре гидроусилителя. Его зажимают в тисках. Ослабив контргайку крепления цилиндра гидроусилителя, вывертывают из него корпус шарниров. Опустив стопорный винт, завертывают регулировочную гайку до отказа, а затем отпускают ее на 1/12 оборота и вновь затягивают стопорный винт.

При необходимости регулировки шарнира рулевой сошки снимают крышку с торца корпуса распределителя и, отвернув гайку, вынимают из корпуса золотник. Затем, сняв корпус золотника, отпускают стопорный винт, фиксирующий положение пробки, и завертывают ее до отказа. После этого отпускают пробку до совпадения ближайшей прорези стакана с отверстием под стопорный винт и затягивают последний. Собрав золотник, устанавливают его на место, закрывают корпус распределителя крышкой и подсоединяют трубопроводы.

Смена масла и прокачка гидросистемы усилителя руля. При необходимости смены масла в системе гидроусилителя домкратом поднимают передний мост автомобиля так, чтобы колеса не касались земли- отсоединяют от распределителя трубопроводы нагнетательной и сливной магистрали и, сняв пробку с заливной горловины бачка насоса, сливают масло из бачка и насоса, а затем из силового цилиндра, медленно поворачивая рулевое колесо до предела в ту и другую стороны. Затем подсоединяют трубопроводы к распределителю и заливают в бачок свежее масло до уровня на 40-45 мм ниже верхнего края заливной горловины. Дав отстояться маслу в течение 2-3 мин, пускают двигатель и заставляют его работать в течение 2-3 мин на минимальной частоте вращения холостого хода.

Заполнив систему гидроусилителя маслом, прокачивают ее для удаления воздуха. Для прокачки системы отсоединяют шланг сливной магистрали у коллектора насоса и закрывают отверстие коллектора заглушкой. Отсоединенный конец шланга опускают в горловину масляного бачка насоса, затем, пустив двигатель, при работе его на минимальной частоте вращения холостого хода поворачивают рулевое колесо до предела в одну и другую стороны до прекращения выделения пузырьков воздуха в масляный бачок.

Опустив передний мост автомобиля, доливают масло в бачок до требуемого уровня. После этого проверяют легкость управления на ходу автомобиля.



Возврат к списку