Рулевое управление автомобиля КамАЗ. Часть 3.

Рулевое управление автомобиля КамАЗ. Часть 3.

Рулевое управление автомобиля КамАЗ

Часть 3

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1, часть 2

Насос гидроусилителя КамАЗ (рис. 91) рулевого управления с бачком установлен в развале блока цилиндров. Привод насоса шестеренчатый, от блока распределительных шестерен. Шестерня 1 закреплена на валу 5 насоса шпонкой 6 и гайкой 2 со шплинтом 3.

Насос гидроусилителя рулевого управления КамАЗ
Рис. 91. Насос гидроусилителя рулевого управления КамАЗ: 1 — шестерня привода- 2 — гайка крепления шестерни- 3 — шплинт- 4, 15 и 27 — шайбы- 5 — вал насоса- 6 — сегментная шпонка- 7 — упорное кольцо- 8 — шарикоподшипник- 9 — маслоотгонное кольцо- 10 — упорное кольцо- 11 — сальник- 12 — игольчатый подшипник- 13 — пробка заливной горловины- 14 — заливной фильтр- 16 — болт- 17, 34 и 36 — уплотнительные кольца- 18 — стойка фильтра- 19 — предохранительный клапан- 20 — крышка бачка с пружиной- 21 — уплотнительная прокладка крышки- 22 — бачок насоса- 23 — сегментный фильтр- 24 — коллектор насоса- 25 — трубка бачка- 26 — штуцер- 28 — прокладка коллектора- 29 — уплотнительная прокладка- 30 — крышка насоса- 31 — перепускной клапан в сборе с предохранительным клапаном- 32 — распределительный диск- 33 — лопасть насоса- 35 — статор насоса- 37 — корпус насоса- 38 — ротор насоса- 39 — шарик

Насос лопастного типа, двойного действия, т.е. за один оборот вала совершаются два полных цикла всасывания и два — нагнетания. В роторе 38 насоса имеются пазы, в которых перемещаются лопасти 33. Ротор установлен внутри статора на валу 5 насоса на шлицах- посадка ротора на шлицах свободная.

Положение статора 35 относительно корпуса 37 насоса фиксировано, т.е. направление стрелки на статоре совпадает с направлением вращения вала насоса.

При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего по каналам в распределительном диске 32 под лопасти насоса. Между лопастями образуются полости переменного объема, которые заполняются маслом, поступающим из полостей всасывания распределительного диска. В полости всасывания масло поступает из полости корпуса 37 насоса по каналам в статоре 35. При уменьшении межлопастного объема масло вытесняется в полость нагнетания по каналам в распределительном диске 32.

Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска тщательно отшлифованы. Наличие на них, а также на роторе, статоре и лопастях забоин, заусенцев и т.п. не допустимо.

На насосе установлен бачок 22 для масла, закрытый крышкой 20, которая закреплена болтом 16. Под ним установлены шайба 15 и резиновое кольцо 17, которое вместе с резиновой прокладкой 21 уплотняет внутреннюю полость бачка. В его крышку ввернут предохранительный клапан 19, ограничивающий давление внутри бачка. Все масло, возвращающееся из гидроусилителя в насос, проходит через расположенный внутри бачка сетчатый фильтр 23.

Насос имеет комбинированный клапан, расположенный в крышке 30 насоса. Этот клапан состоит из двух клапанов предохранительного и перепускного. Первый, помещенный внутрь второго, ограничивает давление масла в системе (75—80 кгс/см2), а второй — количество поступающего масла, подаваемого насосом к гидроусилителю при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Перепускной клапан работает следующим образом.

С увеличением подачи масла в систему гидроусилителя КамАЗ (в результате повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя) разность давлений в полости нагнетания насоса и линии нагнетания гидроусилителя за счет сопротивления отверстия К возрастает, а следовательно, и увеличивается разность давлений на торцах перепускного клапана. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается, и клапан, перемещаясь вправо, сообщает полость нагнетания с бачком. Таким образом, дальнейшее поступление масла в систему почти прекращается.

Для предотвращения шума при работе и уменьшения износа деталей насоса при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя масло, которое перепускается клапаном 51, принудительно направляется обратно в полость корпуса насоса и каналы всасывания. Для этой цели служит коллектор 24, у которого внутренний канал, сообщающийся с полостью перепускного клапана, имеет малое проходное сечение, которое дальше расширяется. Это приводит к резкому увеличению скорости потока масла перепускаемого во всасывающую полость корпуса, и создает некоторое повышение давления на всасывании.

Радиатор, предназначенный для охлаждения масла, в системе гидроусилителя рулевого управления, представляет собой алюминиевую оребренную трубу, установленную перед масляным радиатором системы смазки двигателя.

Масло от рулевого механизма к радиатору и от радиатора к насосу подводится по резиновым шлангам.



Возврат к списку