Рулевое управление автомобиля КамАЗ. Часть 2.

Рулевое управление автомобиля КамАЗ. Часть 2.

Рулевое управление автомобиля КамАЗ

Часть 2

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1

Рулевой механизм КамАЗ (рис. 89) имеет две рабочие пары: винт 37 с гайкой 38 на циркулирующих шариках 40 и поршень-рейку 34, зацепляющуюся с зубчатым сектором 63 вала сошки. Передаточное отношение рулевого механизма равно 20:1. Рулевой механизм прикреплен к левому кронштейну передней рессоры и соединен с валом колонки рулевого управления карданным валом, имеющим два шарнира.

Рулевой механизм КамАЗ
Рулевой механизм КамАЗ
Рис. 89. Рулевой механизм КамАЗ 1 — передняя крышка- 2 — реактивный плунжер- 3 — клапан управления- 4 — пружина реактивных плунжеров- 5, 7, 21, 24, 26, 31, 41, 48, 52, 58 и 59 уплотнительные кольца- 6 — регулировочные прокладки- 8, 15, 22, 45, 60 и 66 — упорные кольца- 9, 17, 62 и 68 — упорные шайбы- 10 и 20 — шарикоподшипники- 11, 43, 54 и 56 — гайки- 12 — вал с ведущей шестерней- 13 — игольчатый подшипник- 14, 65 и 67 — сальники- 16 — защитный чехол- 18 — корпус ведущей шестерни- 19 — ведомая шестерня- 23 и 64 — втулки- 25 и 27 — распорные кольца- 28 — установочный винт- 29 — перепускной клапан- 30 — колпачок- 32 — задняя крышка- 33 — картер рулевого механизма- 34 — поршень-рейка- 35 — магнитная пробка- 36 — прокладка пробки- 37 — винт- 38 — шариковая гайка- 39 — желоб- 40 — шарики- 42 — упорная крышка- 44 — запорная шайба- 46 — корпус редуктора- 47 — упорный подшипник- 49 — предохранительный клапан- 50 — пружина- 51 — золотник- 53 — пружинная шайба- 55 — регулировочный винт- 57 — боковая крышка- 61 — регулировочная шайба- 63 — зубчатый сектор вала сошки

Картер 33 рулевого механизма одновременно является цилиндром гидроусилителя, в котором перемещается поршень-рейка 34.

Зубья рейки и сектора вала сошки имеют переменную по длине толщину, что позволяет посредством осевого перемещения вала сошки регулировать зазор в зацеплении, сам вал вращается в бронзовой втулке 64, запрессованной в картер. Осевое положение вала сошки установлено регулировочным винтом 55, головка которого входит в отверстие вала сошки и опирается на шайбу 62. Осевое перемещение регулировочного винта после сборки должно быть в пределах 0,02—0,08 мм и ограничивается регулировочной шайбой 61 и стопорным кольцом 60.

В поршень-рейку вставлена шариковая гайка 38, которая закреплена установочными винтами 28, раскерненными после сборки. В паз шариковой гайки, соединенной двумя отверстиями с ее винтовой канавкой, вставлены два штампованных желоба 39. В винтовых канавках винта 37 и гайки 38, а также в желобах, установленных в паз гайки 38, находятся шарики, которые при повороте винта, выкатываясь с одного конца гайки, возвращаются по желобам к ее другому концу.

Винт 37 рулевого механизма имеет в средней части шлицы, на которых свободно сидит ведомая шестерня 19 углового редуктора, вращающаяся в двух шарикоподшипниках.

К корпусу 46 углового редуктора прикреплен на шпильках корпус клапана 3 управления. Золотник 51 клапана и упорные роликоподшипники 47 закреплены на винте рулевого механизма гайкой 54, утонченный край которой вдавлен в паз винта. Под гайку подложена коническая пружинная шайба 53, обеспечивающая равномерное сжатие упорных подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца роликоподшипников обращены к золотнику.

Золотник 51 и винт 37 могут перемещаться в осевом направлении на 1,1 мм в каждую сторону от среднего положения, так как длина золотника больше длины отверстия под него в корпусе клапана. В среднее положение они возвращаются под действием пружин 4 и реактивных плунжеров 2, на которые давит масло, поступающее из магистрали высокого давления.

К корпусу клапана управления от насоса гидроусилителя подведены шланги высокого и низкого давления (слива). По первому масло отходит от насоса, а по второму — возвращается от него.

При вращении винта 37 в ту или другую сторону, вследствие сопротивления, возникающего при повороте колес, создается сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону. Если эта сила превышает усилие предварительного сжатия пружин то винт перемещается и смещает золотник 51. При этом в одной полости давление повышается, а в другой — понижается (масло сливается). Масло, поступающее из насоса в цилиндр, давит на поршень-рейку, создавая дополнительное усилие на секторе сошки рулевого управления, и тем способствует повороту колес. Давление в рабочей полости цилиндра увеличивается с повышением сопротивления повороту колес. Одновременно возрастает давление под реактивными плунжерами 2, Винт и золотник под действием пружин 4 и реактивных плунжеров 2 стремятся вернуться в среднее положение.

Чем больше сопротивление повороту колес и выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, а также усилие на рулевом колесе. Если усилие на рулевом колесе возрастает с увеличением сопротивления повороту колес, у водителя создается «чувство дороги».

При прекращении поворота рулевого колеса, а следовательно, и движения поршня, поступающее в цилиндр масло действует на поршень-рейку с винтом и сдвигает золотник в среднее положение, что понижает давление в цилиндре до величины, необходимой для удержания колес в повернутом положении.

В корпусе клапана управления (рис. 90) имеется шариковый обратный клапан 6, соединяющий при неработающем насосе линии высокого давления и слива. В этом случае рулевой механизм работает как обычный рулевой механизм без гидроусилителя. Кроме этого в корпусе клапана имеется предохранительный шариковый клапан 8, соединяющий линии высокого и низкого давления при давлении 65—70 кгс/см2 и тем самым предохраняющий насос от перегрева во время работы гидроусилителя при этом давлении.

Клапан управления гидроусилителем рулевого управления КамАЗ
Рис. 90. Клапан управления гидроусилителем рулевого управления КамАЗ: 1 — корпус клапана- 2 — реактивный плунжер- 3 и 5 — пружины- 4 — золотник клапана- 6 — обратный клапан- 7 — плунжер- 8 — предохранительный клапан

Полости клапана управления и углового редуктора соединены со сливом и уплотнены по торцам резиновыми кольцами 48 и 41 круглого сечения (см. рис. 89). Аналогичными кольцами уплотнены все неподвижные соединения гидроусилителя.

Вал сошки уплотнен сальником 65 с упорным кольцом 66, предотвращающим выворачивание манжеты при высоком давлении. Наружный сальник 67 защищает вал сошки от попадания пыли и грязи.

Поршень в цилиндре уплотнен фторопластовым кольцом 26 в комбинации с распорным кольцом 27. Винт 37 рулевого механизма уплотнен в корпусе углового редуктора распорным 25 и резиновым 24 кольцами. Регулировочный винт 55 вала сошки уплотнен резиновым кольцом 59 круглого сечения.

Уплотнение ведущего вала 12 с шестерней углового редуктора комбинированное, состоит из двух сальников 14, которые фиксирует от осевого перемещения разрезное упорное кольцо 15.

В картере рулевого механизма имеется пробка 35 с магнитом, улавливающая стальные чугунные частицы из масла.



Возврат к списку