Автомобиль МАЗ. Регулировка центрального редуктора заднего моста.

Автомобиль МАЗ. Регулировка центрального редуктора заднего моста.

Регулировка центрального редуктора заднего моста автомобиля МАЗ

Регулировка центрального редуктора автомобиля МАЗ производится при снятом редукторе в следующей последовательности:
1. Отрегулировать конические подшипники ведущей конической шестерни.
2. Отрегулировать подшипники дифференциала.
3. Отрегулировать зацепление конических шестерен по пятну контакта.

Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни необходимо:
1. Разобрать стояночный тормоз, снять суппорт с картера 19 (рис. 20).
2. Слить масло.
3. Отвернуть болт и гайки шпилек крепления картера подшипников ведущей шестерни и с помощью демонтажных болтов 6 вынуть картер 19 с ведущей конической шестерней в сборе.
4. Закрепив картер 19 в тисках, определить индикатором осевой люфт подшипников.
5. Освободив картер 19, зажать ведущую коническую шестерню в тисках (на губки тисков положить накладки из мягкого металла). Расшплинтовать и отвернуть гайку 26 фланца, снять шайбу и фланец. Снять крышку с помощью демонтажных болтов. Снять маслоотражатель 23, внутреннее кольцо переднего подшипника и регулировочную шайбу 21.
6. Замерить толщину регулировочной шайбы и рассчитать, до какой величины необходимо уменьшить ее для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга (уменьшение толщины шайбы должно быть равно сумме замеренного индикатором осевого люфта вала и величины 0,03-0,05 мм предварительного натяга).
7. Прошлифовать регулировочную шайбу до требуемой величины, установить ее и другие детали, кроме крышки 24 с сальником, которую ставить не следует, так как трение сальника о шейку фланца не позволит точно измерить момент сопротивления проворачивания шестерни в подшипниках. При затягивании гайки фланца следует проворачивать картер подшипников, для того чтобы ролики правильно разместились в обоймах подшипников.
8. Проверить предварительный натяг подшипников по величине момента, необходимого для проворачивания ведущей шестерни, который должен быть равен 0,1-0,3 кГм.

Центральный редуктор автомобиля МАЗ-500А
Рис. 20. Центральный редуктор автомобиля МАЗ-500А: 1 — ведущая шестерня- 2 — картер редуктора- 3 — ведомая шестерня- 4 — ограничитесь ведомой шестерни- 5 — правая чашка дифференциала- 6 — демонтажний болт картера редуктора- 7 — упорное кольцо втулки- 8 — шестерня полуоси- 9 — гайка подшипника правая- 10 — крышка подшипника левая и правая- 11 — левая чашка дифференциала- 12 — стальная шайба- 13 — бронзовая шайба- 14 — стопор гайки подшипника- 15 — левая гайки подшипника- 16 — сателлит дифференциала- 17 — крестовина дифференциала- 18 — цилиндрический подшипник ведущей шестерни- 19 — картер подшипника ведущей шестерни- 20 — распорное кольцо- 21 — регулировочная шайба- 22 — конический подшипник ведущей шестерни- 23 — маслоотражатель- 24 — крышка сальника- 25 — фланец- 26 — гайка фланца- 27 — шайба- 28 — сальник- 29 — регулировочные прокладки- 30 — прокладка- 31 — сухарь- 32 — контргайка- 33 — конический подшипник

Определить этот момент можно динамометрическим ключом на гайке 26 или измерением усилия, приложенного к отверстию на фланце под болты крепления карданного вала. Усилие, приложенное перпендикулярно радиусу расположения отверстий на фланце, должно составлять 1,3-3,9 кг. Следует помнить, что слишком большой натяг в конических подшипниках приводит к сильному их нагреву и быстрому износу. При нормальном предварительном натяге подшипников нужно снять с вала ведущей шестеренки гайку, заметив ее положение, и фланец- установить на место крышку 24 с сальником и окончательно собрать узел.

Перед регулировкой подшипников дифференциала и регулировкой зацепления конических шестерен главной передачи необходимо отвернуть ограничитель 4 деформации.

Регулировка затяжки подшипников дифференциала осуществляется с помощью гаек 9 и 15, которые нужно заворачивать на одинаковую глубину, чтобы не нарушать положения шестерни до получения нужного предварительного натяга в подшипниках.

Предварительный натяг подшипников определяется величиной момента, необходимого для поворота дифференциала, который должен быть в пределах 0,2-0,3 кГм (при снятой ведущей конической шестерне).

Этот момент определяется специальным динамометрическим ключом или измерением усилия, приложенного на радиусе чашек дифференциала и равного 2,3-3,5 кг.

Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен МАЗ следующий:
1. Перед установкой картера 19 подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора насухо протирают зубья конических шестерен и смазывают 3-4 зуба ведущей шестерни тонким слоем краски по всей их поверхности.
2. Устанавливают в картер редуктора картер 19 с ведущей шестерней, заворачивают гайки на четыре накрест лежащие шпильки и поворачивают за фланец 25 ведущую шестерню (в одну и другую стороны).
3. По отпечаткам (пятнам контакта), полученным на зубьях ведомой шестерни, устанавливают, руководствуясь указаниями таблицы 1, правильность зацепления шестерен и характер регулировки зацепления.
4. Руководствуясь таблицей 1, регулируют зацепление шестерен изменением количества прокладок 29 под фланец картера подшипников ведущей шестерни и с помощью гаек 9 и 15, не нарушая регулировки подшипников дифференциала. Для того чтобы отодвинуть ведущую шестерню от ведомой, необходимо под фланец картера подложить дополнительно регулировочные прокладки, а при необходимости сближения шестерен — вынуть прокладки.

Для перемещения ведомой шестерни пользуются гайками 9 и 15.

Чтобы не нарушить регулировку (подшипников 33 дифференциала, необходимо заворачивать (отворачивать) гайки 9 и 15 на один и тот же угол.

При регулировке зацепления (по пятну контакта) на зубьях шестерен нужно сохранять необходимый боковой зазор между зубьями, величина которого у новой пары шестерен должна быть в пределах 0,2 до 0,5 мм. Уменьшение бокового зазора между зубьями шестерен за счет смещения пятна контакта от рекомендуемого положения не допускается, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерен и быстрому износу их.

После окончания регулировки зацепления шестерен необходимо затянуть все гайки шпилек крепления картера подшипников к картеру редуктора, поставить стопоры гаек подшипников, завернуть ограничитель так, чтобы получить минимальный зазор 0,15-0,2 мм между сухарем и ведомой шестерней (минимальный зазор устанавливается при повороте ведомой шестерни на один оборот). После этого ограничитель 4 нужно застопорить контргайкой.

При снятии центрального редуктора с автомобиля МАЗ (для регулировки или ремонта) необходимо проверять зазор между торцовой плоскостью полуосевой шестерни и опорной шайбой, который на заводе устанавливается в пределах 0,5-1,3 мм.

Зазор проверяют с помощью щупа через окна в чашках дифференциала, когда сателлиты сдвинуты к опорным шайбам до отказа, а полуосевая шестерня прижата к сателлитам, т.е. находится в беззазорном зацеплении с ними.

Таблица 1. Регулировка зацепления конических шестерн центрального редуктора

Положение контактного пятна на ведомой шестерне

Способ достижения правильного зацепления шестерен

Движение вперед/Задний ход

Правильный контакт конических шестерен

Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями шестерен, отодвинуть ведущую шестерню от ведомой

Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями шестерен, придвинуть ведущую шестерню к ведомой

Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом необходимо будет изменить боковой зазор в зацеплении, придвинуть ведущую шестерню к ведомой

Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом необходимо будет изменить боковой зазор в зацеплении, отодвинуть ведущую шестерню от ведомой

Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор в зацеплении будет слишком мал, отодвинуть ведомую шестерню от ведущей

Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор будет слишком велик, придвинуть ведомую шестерню к ведущей


Возврат к списку