Раздаточная коробка автомобилей КрАЗ

Раздаточная коробка автомобилей КрАЗ

Раздаточная коробка грузового автомобиля КрАЗ

Раздаточная коробка, применяемая па трехосных автомобилях КрАЗ, служит для передачи крутящего момента к промежуточному и заднему ведущим мостам. Кроме того, при движении автомобиля в тяжелых дорожных условиях она позволяет увеличивать крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам. Устанавливают раздаточную коробку непосредственно за коробкой передач, с которой она соединена коротким карданным валом.

Раздаточная коробка (рис. 79) автомобилей КрАЗ состоит из двух самостоятельных устройств: дополнительной коробки и собственно раздаточной коробки с межосевым дифференциалом, объединенных в одном агрегате. Дополнительная коробка представляет собой двухступенчатый редуктор, позволяющий увеличивать передаточное число в трансмиссии.

Раздаточная коробка автомобилей КрАЗ
Рис. 79. Раздаточная коробка автомобилей КрАЗ: 1 — шестерня низшей передачи ведущего вала- 2 — шестерня высшей передачи ведущего вала- 3 — ведущий вал- 4 — шестерня ведущего вала привода промежуточного моста- 5 — шестерня промежуточного вала привода заднего моста- 6 — вилка- 7 — валик рычага выключения межосевого дифференциала- 8 — картер раздаточной коробки- 9 — муфта выключения межосевого дифференциала- 10 — межосевой дифференциал- 11 — шестерня вала привода промежуточного моста- 12 — картер дополнительной коробки- 13 — шестерня высшей передачи промежуточного вала- 14 — муфта включения передач с синхронизаторами- 15 — шестерня низшей передачи промежуточного вала- 16 — промежуточный вал

На ведущем валу 3 коробки жестко закреплены шестерни 1 и 2, находящиеся соответственно в зацеплении с шестернями 15 и 13, расположенными на промежуточном валу 16. Шестерни 15 и 13 установлены на стальных втулках и могут свободно вращаться на промежуточном валу. Для включения той или иной передачи служит муфта 14 с синхронизатором инерционного типа, конструкция которого аналогична конструкции синхронизатора, применяемого в коробке передач.

Редуктор раздаточной коробки имеет две передачи: высшую (при зацеплении шестерен 2 и 13) и низшую (при зацеплении шестерен 1 и 15). Крутящий момент через соответствующую пару шестерен от ведущего вала передается к промежуточному и далее к дифференциалу раздаточной коробки.

При наличии межосевого дифференциала колеса промежуточного и заднего ведущих мостов могут вращаться с разными частотами при движении автомобиля по неровной дороге. Схема межосевого дифференциала и собственно раздаточной коробки показана на рис. 80. Вал межосевого дифференциала является продолжением вала раздаточной коробки. На его шлицах установлена крестовина 1 с насаженными на ней шестернями-сателлитами, находящимися в зацеплении с двумя боковыми коническими шестернями. Левая коническая шестерня выполнена как одно целое с цилиндрической шестерней 3, правая — с шестерней 7. Шестерня 3 сцеплена с шестерней 5 на валу 6, а шестерня 7 — с шестерней 8 на валу 2.

Схема межосевого дифференциала автомобиля КрАЗ
Рис. 80. Схема межосевого дифференциала автомобиля КрАЗ: 1 — крестовина- 2 — вал привода заднего моста- 3, 5, 7 и 8 — шестерни- 4 — муфта выключения дифференциала- 6 — вал привода промежуточного моста

Когда при движении автомобиля КрАЗ колеса промежуточного и заднего мостов вращаются с одинаковой частотой, крестовина с сателлитами вращается как одно целое с коническими шестернями межосевого дифференциала. При этом крутящий момент равномерно распределяется между промежуточным и задним ведущими мостами.

Если колеса промежуточного и заднего мостов вращаются с различными частотами, то боковая коническая шестерня, связанная с колесами, имеющими меньшую частоту вращения, вращается медленнее, чем другая. При этом шестерни-сателлиты, вращаясь вместе с крестовиной, перекатываются по боковой шестерне, имеющей меньшую частоту вращения, и начинают вращаться вокруг своих осей. В результате вращения шестерен-сателлитов вокруг своих осей увеличивается частота вращения другой боковой шестерни и колеса оси, связанной с этой шестерней, начинают вращаться быстрее.

Применение межосевого дифференциала уменьшает износ и повышает долговечность механизмов трансмиссии и шин.

Однако при буксовании колес одного из мостов межосевой дифференциал может ухудшить проходимость автомобиля. В связи с этим применяют механизм блокировки межосевого дифференциала. Он состоит из зубчатой муфты 9 (см. рис. 79), установленной на шлицах вала 16. При перемещении муфты 9 влево ее зубья входят в зацепление с внутренними зубьями правой стороны шестерни 5, которая соединяется с валом 16. В этом случае шестерня 5 и крестовина дифференциала вращаются с одинаковой частотой и, следовательно, шестерни-сателлиты могут поворачиваться вокруг своих осей, дифференциал выключается. Для включения и выключения (блокировки) межосевого дифференциала в кабине водителя на полу установлен специальный рычаг.



Возврат к списку