Радиотехнические средства связи и управления на шасси Урал

Радиотехнические средства связи и управления на шасси Урал

Радиотехнические средства связи и управления на шасси Урал-375

Номенклатура наиболее мощных и тяжелых радиотехнических средств связи, радиолокации и разведки, а также командно-штабных машин разного уровня на серийных экранированных шасси Урал включала свыше сотни различных типов, размещенных в основном в типовых кузовах К-375. К первым системам связи относились радиорелейная станция Р-133 Корвет Красноярского радиозавода на двух автомобилях Урал-375А с двумя эллиптическими антеннами, радиостанция Генштаба Р-135 Баян большой дальности с аппаратной и собственной электростанцией и автономная узловая коротко- и ультракоротковолновая станция Р-161 Орион стратегического звена управления фронта. Наиболее широким являлся набор тяжелых средств тропосферной связи: радиорелейная станция Р-410 на четырех грузовиках с прицепами и мачтовыми антеннами диаметром 5,5, 7,5 и 10 м, модернизированный вариант Р-410М-5,5 Диагноз автономные станции дальней связи Р-412А Торф, Р-420 Атлет-Д и Р-444 Эшелон армейского и фронтового звеньев, станция спутниковой связи Р-440А Кристалл и другие. К иным радиотехническим средствам относились автоматизированная автономная станция радиопомех Р-378А, отдельная радиоприемная машина Р-454 армейского звена и автономная станция мощных шумовых радиопомех СНВ-2 (1Л248-2), защищавшая наземные объекты от наблюдения радиолокационными системами авиации противника на дальности до 80 км. Наиболее солидной из всех радиотехнических систем выглядела первая советская особо точная радиолокационная станция (РЛС) П-18 Терек.

Антенная машина радиолокационной станции П-18 и аппаратная в кузове К-375 на базе «Урал-375А». 1971 год.
Антенная машина радиолокационной станции П-18 и аппаратная в кузове К-375 на базе «Урал-375А». 1971 год.

П-18 Терек (1РЛ131) — ламповая помехозащищенная РЛС повышенной точности, выпускавшаяся с начала 1970-х годов на двух автомобилях Урал-375Д с кузовами К-375. Создана в 1970 году горьковским СКБ имени Ленина на базе прицепной станции П-12МП с новыми элементной базой и системой опознавания государственной принадлежности самолетов. В первой машине размешалась аппаратная с антенным блоком, во второй — электрический агрегат питания. После испытаний в 1971 году РЛС была принята на вооружение. Она обеспечивала достаточно точное одновременное обнаружение 10-15 воздушных объектов на высотах от 100 м до 30 км и дальности до 250 км с наведением на них зенитно-ракетных комплексов. Со временем РЛС П-18 стала одной из наиболее дешевых и распространенных систем такого рода и поставлялась во многие страны мира. В дальнейшем она претерпела несколько модификаций, позволивших увеличить точность обнаружения по дальности с 1400 до 150 м, улучшить защищенность от активных помех и повысить срок службы до 12 лет.

Радиозапросчик 1Л22 «Пароль-4» на шасси «Урал-375А» с металлическим кузовом КМ-375.
Радиозапросчик 1Л22 «Пароль-4» на шасси «Урал-375А» с металлическим кузовом КМ-375.

В различных системах управления и разведки использовались автономный наземный радиозапросчик 1Л22 Пароль-4 в кузове КМ-375 для обнаружения и опознавания стационарных и подвижных военных объектов, радиолокационные комплексы РПК-1 Ваза и РПК-1М1 Ребекка для наведения на сопровождаемую цель 57-мм зенитных орудий, станция наземной артиллерийской разведки СНАР-6 (1РЛ121), комплекс боевого управления зенитным огнем К-1 Краб (9С44) на шасси Урал-375А для автоматизированного управления действиями артиллерийских и ракетных полков и обеспечения их совместной работы, а также машина связи МС-2 (Р-133) стратегического ракетного комплекса 15П645 Пионер со станцией тропосферной связи.

К радиотехническим средствам относились также комплексы мобильных аппаратных, смонтированных в полностью закрытых кузовах-фургонах К-375 на шасси 375А. В их состав входили аппаратные уплотнения дальней связи П-238 и П-257, а также комплексная аппаратная телеграфной связи П-238ТК. Большинство таких систем впоследствии устанавливали на автомобилях Урал-4320.

Седельный тягач Урал-375С применялся для буксировки двухосного полуприцепа, на котором размещался мобильный полевой пункт управления радиосвязью Р-362М. Тягачи Урал-375С и Урал-375СН использовали для буксировки одноосных полуприцепов-фургонов ОдАЗ-828, в которых размещалось оборудование нескольких типов аппаратных, командных и диспетчерских пунктов, комплексов обработки радиолокационной информации и управления зенитно-ракетными системами.



Возврат к списку