Пневмопривод тормозных механизмов КамАЗ

Пневмопривод тормозных механизмов КамАЗ

Пневмопривод тормозных механизмов КамАЗ

Принципиальная схема пневматического привода КаМАЗ изображена на рис. 98. Сжатый воздух из компрессора 10 через регулятор давления 12, предохранитель от замерзания 14 поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного 20 и тройного 19 клапанов, которые распределяют воздух по воздушным баллонам 16, 23, 24, 25 независимых пневмоконтуров:
1. Привода тормозных механизмов колес передней оси.
2. Привода тормозных механизмов колес среднего и заднего мостов.
3. Привода механизмов стояночного и запасного тормозов, а также комбинированного привода тормозных механизмов колес прицепа или полуприцепа.
4. Привода механизма вспомогательного тормоза и питания прочих потребителей сжатого воздуха (стеклоочистителя, пневмосигнала и пр.).
5. Системы аварийного растормаживания стояночного тормоза.

Схема пневмопривода тормозных механизмов автомобиля КаМАЗ
Рис. 98. Схема пневмопривода тормозных механизмов автомобиля КаМАЗ: 1 - передняя тормозная камера- 2 - клапан контрольного привода- 3 - звуковой сигнал- 4 - контрольная лампа- 5 - двухстрелочный манометр- 6 - кран аварийного растормаживания стояночного тормоза- 7 - кран стоячного тормоза- 8 - кран вспомогательного тормоза- 9 - кран ограничения давления- 10 - компрессор- 11 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя- 12 - регулятор давления- 13 - пневмоэлектрический датчик включения электромагнита пневмоклапана прицепа- 14 - предохранитель от замерзания- 15 - пневмоэлектрический датчик падения давления в контуре- 16 - воздушный баллон контура рабочего тормоза колес задней тележки и контура аварийного растормаживания- 17 - кран слива конденсата- 18 - пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательного тормоза- 19 - тройной защитный клапан- 20 - двойной защитный клапан- 21 - двухсекционный тормозной клапан- 22 - аккумуляторные батареи- 23 - воздушный баллон контура рабочего тормоза колес передней оси и контура аварийного растормаживания- 24 - воздушные баллоны контура стоячного тормоза и контура тормозов прицепов- 25 - воздушный баллон контура вспомогательного тормоза- 26 - пружинный энергоакумулятор- 27 - задняя тормозная камера- 28 - перепусковой клапан- 29 - ускорительный клапан- 30 - автоматический регулятор тормозных сил- 31 и 32 - клапаны управления тормозами прицепа соответственно с двухпроводным и однопроводным приводами- 33 - одинарный защитный клапан- 34 - разобщительный кран- 35 - соединительная головка типа «Палм»- 36 - соединительная головка типа А- 37 - задние фонари.

Защитные клапаны 20 и 19 отрегулированы так, что сначала заполняются воздушные баллоны контура привода механизмов стояночного и запасного тормозов, а затем воздушные баллоны остальных контуров.

Все воздушные баллоны имеют краны 17 слива конденсата и пневмоэлектрические датчики 15, связанные с соответствующими сигнальными лампами на щитке приборов и звуковым сигналом, которые включаются при уменьшении давления сжатого воздуха в том или ином контуре ниже 5 кгс/см2.

Давление в воздушных баллонах контуров привода рабочего тормоза контролируется двухстрелочным манометром 5, установленным на щитке приборов. Давление в остальных контурах тормозного привода контролируется с помощью переносных манометров, присоединяемых к клапанам контрольного вывода тормозной системы.

Рабочий тормоз КамАЗ

При заполнении тормозной системы воздух из баллонов 16 и 23 (см. рис. 98) емкостью 40 и 20 л поступает в соответствующие секции тормозного крана 21. При нажатии на педаль воздух из нижней секции через клапан ограничения давления 9 поступает в тормозные камеры 1, которые приводят в действие тормозные механизмы колес передней оси. Из верхней секции крана через регулятор тормозных сил 30 воздух подается в тормозные камеры 27, которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным магистралям воздух поступает к клапану 31 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Стояночный тормоз КамАЗ

Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стоянке необходимо рукоятку тормозного крана 7 (см. рис. 98) установить в заднее фиксированное положение. При этом воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 29 выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов 26 тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и среднего мостов. Одновременно тормозной кран 7 включает клапан 31 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана 7 следует установить в переднее фиксированное положение. При этом воздух из воздушных баллонов 24 проходит через тормозной кран 7 и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 29, который срабатывает, и начинает пропускать сжатый воздух из воздушного баллона 24 через перепускной клапан 28, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп оттормаживается.

В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль КамАЗ затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользоваться системой аварийного растормаживания.

При нажатии на кран 6 аварийного растормаживания сжатый воздух из воздушных баллонов 16 и 23 через трехмагистральный защитный клапан 19, перепускной клапан 28 поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.

Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль КамАЗ можно растормозить с помощью устройств для механического растормаживания, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт 9 до упора (см. рис. 94). При этом он через упорный подшипник 13 упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину 8 энергоаккумулятора. Толкатель 4, поднимаясь, освободит шток 18 тормозной камеры, который под действием возвратной пружины 19 поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.

Вспомогательный тормоз КамАЗ

При нажатии на кран 8 (см. рис. 98) включения вспомогательного тормоза сжатый воздух из баллона 25 поступает в пневмоцилиндры 11 и 18. Шток цилиндра 11, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива прекратится. Штоки цилиндров 18, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.

Контакты пневмоэлектрического датчика 13, установленного в магистрали перед цилиндром 18, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.     

Запасной тормоз КамАЗ

Тормозной кран 7 (см. рис. 98) стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

При повороте крана из управляющей магистрали ускорительного клапана 29 выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с торможением автомобиля притормаживаются прицеп или полуприцеп.



Возврат к списку