Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя. Часть 1.

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя. Часть 1.

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя

Часть 1

При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) проверяют наличие топлива в баке, состояние, герметичность и крепление соединений топливопроводов и приборов системы питания. Сливают отстой из корпусов фильтров очистки топлива, контролируют уровень масла в корпусе топливного насоса высокого давления.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) кроме работ, выполняемых при ЕО, подтягивают крепления трубопроводов и приборов, проверяют действие привода управления подачей топлива и привода останова двигателя, состояние топливных фильтров, сливают отстой из топливного бака, промывают и заправляют маслом воздушный фильтр масляно-инерционного типа.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) помимо работ, относящихся к ТО-1, выполняют следующие операции: проверяют крепление топливного насоса высокого давления, через одно ТО-2 проверяют и, при необходимости, регулируют угол опережения впрыска топлива, а также снимают форсунки с двигателя и проверяют их работу на специальном стенде.

Приемы выполнения работ по техническому обслуживанию системы питания

Слив отстоя и промывка топливных фильтров. Отстой из корпусов топливных фильтров сливают после окончания работы при теплом двигателе. Вывернув пробку сливного отверстия, сливают отстой до тех пор, пока из корпуса фильтра не начнет вытекать чистое топливо. Закончив слив отстоя, пробки сливных отверстий плотно завертывают и прокачивают топливную систему ручным насосом, после чего пускают двигатель, дав ему проработать 3-4 мин, что необходимо для удаления из системы воздушных пробок.

Для очистки фильтры разбирают, а корпуса и фильтрующие элементы промывают чистым дизельным топливом, а затем обдувают сжатым воздухом. После сборки фильтров систему заполняют топливом, а двигатель заставляют проработать 5 мин на холостом ходу.

Удаление воздуха из топливоподающей системы. При работающем двигателе вывертывают пробку в корпусе фильтра тонкой очистки и следят за вытеканием струи топлива. После того как в ней не будет пузырьков воздуха, а вытекающее топливо станет прозрачным, пробку плотно завертывают. При неработающем двигателе воздух из системы удаляют прокачкой ручным насосом.

Проверка работы топливоподающего насоса. Убедившись в исправности линии, соединяющей бак с топливоподающим насосом, отсоединяют от него топливопровод, подводящий топливо к фильтру тонкой очистки, и провертывают коленчатый вал стартером.

При исправном топливоподающем насосе топливо сильной струей вытекает из его штуцера. Если топливо не вытекает струей, надо проверить целость пружины, нет ли заедания поршня, а затем тщательно промыть насос и также проверить, нет ли загрязнений на поверхностях клапанов и их седел.

Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления. Для проверки топливного насоса высокого давления его снимают с двигателя и устанавливают на испытательный стенд. Контрольные работы включают определение момента начала подачи топлива, проверку регулировки величины и равномерности подачи топлива, установку угла опережения впрыска топлива.

Начало подачи топлива проверяют и регулируют, сняв автоматическую муфту опережения впрыска с вала насоса высокого давления. Проверку проводят отдельно для каждой секции по углу поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке. Для проверки используют моментоскоп, представляющий собой простой измерительный прибор (рис. 38), состоящий из стеклянной трубки 1, соединенной переходной трубкой 2 с отрезком 3 топливопровода высокого давления, на конце которого имеется накидная гайка 5 с шайбой 4 для соединения со штуцером проверяемой секции насоса.

Моментоскоп
Рис. 38. Моментоскоп: 1 — стеклянная трубка- 2 — переходная трубка- 3 — отрезок топливопровода высокого давления- 4 — шайба- 5 — накидная гайка

Отсоединив топливопровод высокого давления и установив моментоскоп на штуцере первой секции насоса, определяют начало подачи в ней топлива, которая должна начинаться за 38-40° до оси симметрии профиля кулачка.

Для определения оси симметрии профиля кулачка на насосе высокого давления устанавливают лимб (диск с делениями), на шкале которого отмечают момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте кулачкового вала по направлению часовой стрелки. Затем повертывают кулачковый вал на 90° в том же направлении и замечают на шкале лимба момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте кулачкового вала против часовой стрелки. Между двумя зафиксированными точками на шкале лимба отмечают середину. Ось, проходящая через середину на шкале лимба и через ось кулачкового вала насоса, является осью симметрии.

Начало подачи топлива другими секциями топливного насоса должно происходить с определенными интервалами по углу поворота кулачкового вала. Допустимая неточность интервала начала подачи топлива между первой и любой другой секциями должна находиться в пределах 0°20'.

Для изменения начала подачи топлива в толкатели у насосов высокого давления двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 ввернуты регулировочные болты. Вывертыванием болта обеспечивают более раннюю подачу топлива, завертыванием — более позднюю. По окончании регулировки болты толкателей законтривают гайками.



Возврат к списку