Масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Для автомобильных двигателей применяют минеральные масла, полученные после переработки мазута, остающегося в результате перегонки нефти и извлечения из нее бензина, керосина и дизельного топлива. Мазут в свою очередь подвергается перегонке, которая позволяет получить дистиллятные масла. Полученный при перегонке продукт подвергается очистке серной кислотой (масла кислотной очистки) для удаления из масла смолы и других примесей.

Масла для автомобильных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:
- иметь вязкость, сохраняющуюся в определенных пределах при изменении температуры-
- обладать смазывающей способностью (маслянистостью)-
- температура застывания, т.е. температура, при которой масло теряет свою подвижность, должна быть достаточно низкой, в особенности для зимних марок масел.

Температура вспышки, характеризуемая воспламенением паров масла при поднесении открытого пламени, должна быть как можно выше, чтобы сгорало минимальное количество масла и меньше откладывалось нагара.

К числу других требований, предъявляемых к автомобильным маслам, относятся: отсутствие в них механических примесей, воды и вредных соединений, стойкость масляной пленки под действием высоких температур и давлений, сохранение своих качеств при длительном хранении.

Вязкость масла. Вязкостью называется свойство жидкости оказывать большее или меньшее сопротивление при перемещении одного слоя жидкости относительно другого. В настоящее время принято определять так называемую кинематическую вязкость, измеряемую в квадратных метрах на секунду (сокращенно м2/с). Кинематическая вязкость представляет собой отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности. Динамической вязкостью называют силу сопротивления в 1•10-5Н относительному перемещению двух слоев масла площадью 1 см2 каждый, находящихся на расстоянии 1 см один от другого и перемещающихся со скоростью 1 см/с. Измеряют динамическую вязкость в паскаль-секундах (сокращенно Па•с).

Каждый сорт масла должен иметь определенную вязкость при определенной температуре.

К преимуществам маловязких масел относится меньшее сопротивление перемещению масла по трубопроводам и каналам, лучшая проницаемость к трущимся поверхностям с малыми зазорами, более равномерное охлаждение смазываемых поверхностей. Большее количество маловязкого масла, проходящего через зазоры между трущимися поверхностями, способствует лучшей очистке их от продуктов износа.

Маловязкие масла применяют для смазки современных двигателей с высокой частотой вращения вала. Очень важно, чтобы вязкость масла незначительно изменялась с изменением температуры. Показателем стабильности свойств масла является отношение вязкости масла при температуре 50°С к его вязкости при температуре 100°С, что дает представление об уменьшении вязкости масла с повышением температуры.

Для двигателей, имеющих повышенные зазоры между трущимися поверхностями деталей кривошипно-шатунного механизма, применяют масла, обладающие большей вязкостью.

Смазывающая способность масла зависит не только от его вязкости, но и от маслянистости (липкости), определяющей способность масла образовывать тонкую, но прочную пленку на трущихся поверхностях. Эта пленка должна надежно прилипать к поверхности детали и длительное время сохраняться на ней.

Температура застывания определяет пригодность масла для применения в двигателях при низких температурах. Наименьшую температуру застывания имеют маловязкие масла. Если масло застывает при относительно высокой температуре ( -10 - 15°С), то это значительно затрудняет пуск двигателя в зимнее время. Кроме того, пуск двигателя при застывании масла ведет к повышенному износу деталей, к которым густое масло не поступает.

В зимнее время целесообразно применение масел, температура застывания которых не менее чем на 10°С ниже температуры окружающего воздуха.

Присадки. Добавляемые к автомобильным маслам присадки значительно улучшают их качества. Имеются присадки, улучшающие определенные качества масел (загущающие, депрессорные, моющие антиокислительные и др.), а также комплексные, одновременно улучшающие различные свойства масла.

К маловязким маслам добавляют загущающие присадки, которые, повышая вязкость масла, в то же время позволяют ему сохранить свои вязкостные качества при изменении температуры. Вязкость загущенного масла относительно мало изменяется в зависимости от температуры. Такие присадки добавляются к маслу в количестве 2-3%.

Депрессорные присадки снижают температуры застывания масла, задерживая рост кристаллов парафина в нем. Добавляются депрессорные присадки в количестве 0,5-1%. Они способны понизить температуру застывания на 20-30°С.

Моющие присадки способствуют уменьшению отложений на деталях двигателя, образующихся в результате окисления и разложения масла за время его применения в двигателе. Эти присадки удерживают частицы, загрязняющие масло во взвешенном состоянии, и не дают им осаживаться на поверхности деталей двигателя. Моющие присадки добавляют в количестве 3-10%.

Согласно ГОСТ 17479-72 моторные масла классифицируются в зависимости от их эксплуатационных свойств и климатических условий, в которых они должны применяться.

Масла, предназначенные для автомобильных дизельных двигателей, относятся к группам В и Г. Если масла, имеющие эти буквенные обозначения, не отмечены дополнительными цифровыми индексами, то они являются универсальными и их можно применять как для карбюраторных, так и для дизельных автомобильных двигателей. Если же масло предназначено только для последних, то при буквенном обозначении стоит индекс 2. Масла с обозначением В2 рассчитаны на применение для среднефорсированных двигателей, масла с обозначением Г2 — для высокофорсированных автомобильных дизельных двигателей.

Кроме того, в обозначение сорта масла входит цифра, показывающая уровень его вязкости (в 10-6 м2/с) при 100°С, а иногда добавляют и буквенные индексы, свидетельствующие о способе очистки масла и предназначении его для того или иного сезона.

Для двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 применяют следующие масла:
- летом: моторное М-10В2 по ГОСТ 8577-78 или моторное М-10В2 по ТУ 38-101278-72-
- зимой: моторное М-8В2 по ГОСТ 8581-78 или моторное М-8В, по ГОСТ 10541-78.

Эти масла имеют комплекс присадок, улучшающих многие их эксплуатационные качества.

Смена масла. Масло в процессе работы двигателя меняет свои первоначальные свойства. Процесс качественного изменения масла происходит наиболее интенсивно в течение 2-3 тыс. км пробега автомобиля после его заливки в двигатель.

Масло меняет свои свойства вследствие воздействия, оказываемого на него кислородом воздуха, продуктами неполного сгорания топлива и его конденсатом, парами воды. Это воздействие происходит тем интенсивнее, чем сильнее нагревается масло. Кроме того, на ускорение процесса влияет действие металлических деталей, с которыми соприкасается масло.

Следует также учитывать, что присадки, добавляемые к маслу, постепенно вырабатываются и перестают оказывать свое положительное действие на качество масла. Ухудшение качества масла вызывают также попадающие в него продукты износа деталей и различные загрязнения. Химические процессы, происходящие в масле, вызывают образованием в нем различных вредных соединений, способствующих коррозийному износу деталей двигателя.

Потеря маслом своих первоначальных свойств за период работы двигателя называется его старением. В результате старения эксплуатационные качества масла после определенного пробега значительно ухудшаются и требуется смена масла в двигателе. Срок старения масла зависит от состояния двигателя и условий работы автомобиля.

Определение качества масел в условиях автохозяйств, не имеющих лабораторного оборудования, может быть проведено простейшими способами. Помимо растирания масла между пальцами, дающего возможность определить в нем наличие механических загрязнений, качество масла определяют:
- по цвету: масло для двигателя должно иметь светло-желтый или зеленоватый оттенок, но не быть темным-
- по вязкости с помощью гаражного вискозиметра или по стеканию масла с маслоуказательного стержня. Разжиженное масло стекает не ровной струей, а отдельными каплями-
- капельной пробой, когда капля масла наносится на фильтровальную бумагу, при этом загрязненное масло дает шоколадное пятно с ярко выраженной темной серединой, а чистое масло однородное светлое пятно-
- пробой на медную пластинку, на зачищенную поверхность которой наносят тонкий слой масла. Содержание в масле кислот вызовет быстрое потемнение пластинки.

Мероприятия по экономии масел и смазок заключаются в максимальном сокращении потерь при хранении и раздаче масел, поддержании агрегатов автомобилей в исправном состоянии, не допускании течи масла и выдавливания его через сальники.

Для экономии масла очень важно не допускать работы двигателя с изношенными кольцами, загрязненными масляными фильтрами, поврежденными сальниками и прокладками.



Возврат к списку


Двери топ комплект коллекция муза экошпон http://doorsor.ru/.