Манометры с трубчатой пружиной

Манометры с трубчатой пружиной

Манометры с трубчатой пружиной в автомобилях МАЗ, КрАЗ и КамАЗ

Манометры с трубчатой пружиной. Основной деталью манометра с трубчатой пружиной (рис. 58, а) является упругая плоская или овальная трубка 5, изогнутая по дуге окружности и состоящая из одного неполного витка. Один конец трубки впаян в штуцер 8, через отверстие в котором подается жидкость или воздух из контролируемой системы. Второй конец трубки соединен с тягой 7, которая через передаточный механизм приводит в движение стрелку 2 прибора.

Под действием давления среды внутри трубки происходит ее расширение, т. е. малая ось ее поперечного сечения Y — увеличивается, а большая ось X — уменьшается. Длина дуг А и А1 наружной и внутренней стенок трубки при этом практически не изменяется. Вследствие этого кривизна дуги, по которой изогнута трубчатая пружина, снижается, а трубка разгибается. При этом ее свободный конец перемещается, воздействуя на стрелку прибора. Передача к стрелке осуществляется зубчатым сектором 6 и трибом 3. Спиральная пружина 4 на оси стрелки компенсирует влияние зазоров в передаточном механизме на показание прибора. Основная погрешность измерения манометров с трубчатой пружиной при температуре +20°С не превышает ±4% верхнего предела измерения.

Приборы для измерения давления (манометры) автомобилей МАЗ, КрАЗ и КамАЗ
Рис. 58. Приборы для измерения давления (манометры) автомобилей МАЗ, КрАЗ и КамАЗ: а — механизм манометра с трубчатой пружиной- б — реостатный датчик логометрического манометра- в — электрическая схема логометрического манометра и диаграмма векторов напряженности- г — датчик ММ-124Б аварийного давления- 1 — циферблат- 2 — стрелка- 3 — триб- 4, 15 и 30 — пружины- 5 — трубка- 6 — сектор- 7 — тяга- 8 — штуцер- 9 и 11 — основание- 10 — мембрана- 12 и 26 — реостат датчика- 13 — ползунок- 14 — ось- 16 — качалка- 17 — регулировочный винт- 18 и 31 — толкатели- 19 — пробка с каналом- 20, 21 и 22 — катушки логометра- 23 — зажим питания- 24 — добавочный резистор для 24-вольтовых указателей- 25 — термокомпенсационный резистор- 27 — штекер- 28 — фильтр- 29 — изолятор- 32 и 33 — подвижный и неподвижный контакты- 34 — диафрагма- 35 — корпус- Н'1, Н'2, Н'3 — векторы полей катушки при сопротивлении реостата 163 Ом (давление = 0)- Н''1, Н''2, Н''3 — векторы катушки при сопротивлении реостата 20 Ом (максимальное давление)- Н'∑-, Н''∑- — суммарные векторы при нулевом имаксимальном давлении

В некоторых случаях в одном кожухе прибора компонуют два механизма манометров, получая один двухстрелочный прибор. Двухстрелочные манометры применяют для контроля давления в тормозной системе, причем один механизм измеряет давление в ресиверах, а второй — в тормозных камерах. Манометр МД-216 такого типа применяется на автомобилях КамАЗ и КрАЗ.

Манометр логометрический с реостатным датчиком используют на автомобилях МАЗ (УК-144) и КамАЗ (УК-170)- состоит он из датчика и указателя.

Реостатный датчик (рис. 58, б) логометрического манометра состоит из основания 9 со штуцером, на котором закреплена гофрированная мембрана 10 с помощью стального основания 11, несущего на себе реостат 12 с передаточным механизмом. В центре мембраны установлен толкатель 18, на который опирается качалка 16 с регулировочным винтом 17. Качалка воздействует на ползунок 13 реостата, поворачивая его вокруг оси 14. Возвратная пружина 15 противодействует смещению ползунка. Чтобы пульсация давления в контролируемой системе не вызывала колебаний ползунка, в канал штуцера запрессована пробка 19 с каналом, в который вставлен стержень очистки. Канал в пробке оказывает большое сопротивление протеканию масла и этим сглаживает влияние пульсаций давления.

Мембрана под давлением масла выгибается вверх и через качалку сдвигает ползунок по реостату, уменьшая его сопротивление. При снижении давления мембрана под действием собственной упругости опускается, а возвратная пружина 15 сдвигает ползунок и детали рычажной передачи в исходное положение.

Реостат датчика, включенный параллельно одной из катушек логометра (рис. 58, в), изменяет сопротивление (от 163 до 20 Ом) в зависимости от давления и тем самым влияет на перераспределение токов в катушках логометра.

Для логометрических указателей давления разных пределов измерения реостатные датчики изготовляются с мембранами различной толщины, но с одинаковыми деталями передаточного механизма и одинаковым сопротивлением реостата. Поэтому все датчики имеют одинаковый внешний вид и размеры. Датчики взаимозаменяемы только для указателей одного предела измерения.

Логометрический указатель для реостатного датчика представляет собой конструкцию, аналогичную описанной выше для указателей термометров (рис. 58, б). Механизмы логометрических манометров на 12 и 24 В одинаковые, но для напряжения 24 В последовательно в цепь питания указателя ставят добавочный резистор 24 (рис. 58, в).

Применение манометра со стрелочным указателем иногда недостаточно для срочного привлечения внимания водителя в момент потери давления, поэтому совместно со стрелочным указателем применяют и сигнализатор минимального давления (в датчиках аварийного вакуума контакты замыкаются при повышенном давлении). Датчик аварийного давления имеет чувствительный элемент, воспринимающий давление, и контактный электрический выключатель, который связан с сигнальной лампой (с силой света 1-1,5 кд) на панели приборов.

На автомобилях КамАЗ применяют датчики аварийного давления ММ-124Б (рис. 58, г). Датчик имеет корпус 35 в виде полого штуцера, который внутри разделен диафрагмой 34 на две полости. В полость под диафрагмой поступает масло из системы смазки и поднимает ее вместе с толкателем 31. В полости над диафрагмой установлены подвижный 32 и неподвижный 33 контакты и пружина 30, нагружающая диафрагму.

Сверху корпус закрыт изолятором 29 со штекером 27, под которым установлен специальный фильтр 28, уравновешивающий давление в надмембранной полости с внешним атмосферным. Давление замыкания контактов датчика обеспечивается предварительной тарировкой пружины и не регулируется в эксплуатации.



Возврат к списку