Линия подачи топлива высокого давления дизельного двигателя. Часть 3.

Линия подачи топлива высокого давления дизельного двигателя. Часть 3.

Линия подачи топлива высокого давления дизельного двигателя ЯМЗ-236, ЯМЗ-740

Часть 3

Продолжение. Начало смотреть здесь: часть 1, часть 2

Регулятор частоты вращения коленчатого вала. Нормальная работа дизельного двигателя происходит в определенных пределах частоты вращения коленчатого вала. При слишком малой частоте вращения двигатель работает неустойчиво и может легко заглохнуть, при слишком высокой двигатель может пойти «вразнос», и тогда появится опасность его разрушения. В связи с этим появляется необходимость ограничивать нижний и верхний пределы частоты вращения коленчатого вала, что должно обеспечиваться автоматически действующим регулятором.

Для каждого дизельного двигателя существует своя оптимальная частота вращения коленчатого вала, при которой он работает с наибольшей экономичностью и минимальным дымлением. Чтобы поддерживать эту частоту вращения при изменяющихся нагрузках двигателя во время движения автомобиля, регулятор должен обеспечивать соответствующую подачу топлива, воздействуя на топливный насос высокого давления. Регуляторы, выполняющие эту функцию, называются всережимными.

На современных автомобильных дизельных двигателях устанавливают в большинстве случаев всережимные регуляторы центробежного типа. Рассмотрим устройство и принцип действия такого регулятора в соответствии с конструктивной схемой, приведенной на рис. 34.

Схема регулятора частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя
Рис. 34. Схема регулятора частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя: 1 — кулачковый вал- 2 — муфта (втулка)- 3 — вал регулятора- 4 — державка- 5 — груз- 6 и 18 — рычаги- 7 — рейка- 8 — тяга- 9 — болт ограничения максимального скоростного режима- 10 — рычаг управления подачей топлива- 11 — болт регулировки максимальной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу- 12 — двуплечий рычаг- 13 — рычаг управления рейкой- 14 — пружина- 15 — винт двуплечего рычага- 16 — буферная пружина- 17 — винт регулировки подачи топлива: 19 — корректор: 20 — скоба останова двигателя: 21 — упорная пята- 22 — винт регулировки кулисы- 23 — кулиса- I — уменьшение подачи топлива- II — увеличение подачи топлива- III — стоп

Вал 3 регулятора, установленный в шариковых подшипниках, приводится во вращение от кулачкового вала 1 топливного насоса высокого давления парой шестерен. На валу регулятора установлена державка 4, на которой крепятся грузы 5. Лапки державки с роликами давят на торец муфты 2. Усилие, воспринимаемое муфтой от перемещения грузов, передается рычагу 18 регулятора. Рычаг 18 расположен на общей оси с двуплечим рычагом 12 и находится под действием пружины 14, которая одним концом закреплена на рычаге 12, а другим — на рычаге 6.

Действие регулятора происходит в такой последовательности. Когда нагрузка двигателя падает, а величина дозы подаваемого топлива не изменяется, то частота вращения вала двигателя, а следовательно, и вала топливного насоса увеличивается. Под действием возросшей центробежной силы грузы расходятся в стороны и перемещают муфту 2 вместе с упорной пятой 21 вправо, вызывая поворот рычага 13, управляющего рейкой 7 насоса, по часовой стрелке. Рейка выдвигается из корпуса, уменьшая дозу топлива, подаваемую в цилиндры и соответственно снижая частоту вращения коленчатого вала двигателя. С перемещением пяты 21 вправо одновременно поворачивается рычаг 12. При этом пружина 14 растягивается и сопротивление перемещению рычага увеличивается.

Уравновешивание действия пружины и центробежных грузов на рычаг 12 прекращает дальнейшее перемещение рычажной системы, и рейка 7 насоса, заняв определенное положение, позволяет поддерживать постоянную частоту вращения вала двигателя.

С увеличением нагрузки на двигатель уменьшается частота вращения, а следовательно, и центробежная сила, действующая на грузы. При снижении частоты вращения пружина 14 преодолевает сопротивление грузов и поворачивает рычаг 12 по часовой стрелке. Рычаг 12 перемещает упорную пяту 21 и муфту 2 влево. С перемещением муфты рычаг 13 поворачивается против часовой стрелки, а рейка вдвигается в корпус насоса. Подача топлива увеличивается.

Чтобы изменить частоту вращения вала двигателя, необходимо нажать на педаль управления подачей топлива, через систему тяг и рычагов. При этом рычаг 10 поворачивается против часовой стрелки, вызывая натяжение пружины 14. Преодолевая действие центробежной силы грузов, пружина 14 поворачивает рычаги 12 и 18 по часовой стрелке. Вследствие этого упорная пята 21 и муфта 2 смещаются влево, а рычаг 13 и тяга 8, управляющая подачей топлива, вдвигает рейку в корпус насоса, увеличивая подачу топлива и частоту вращения коленчатого вала.

Уменьшая нажатие на педаль управления подачей топлива, снижают натяжение пружины и уменьшают частоту вращения вала двигателя.

Для полного прекращения подачи топлива и остановки двигателя скобу 20 опускают вниз. При этом кулиса 23 перемещает рычаг 13 в крайнее правое положение, рейка 7 полностью выдвигается из корпуса насоса и подача топлива прекращается. Для остановки двигателя в кабине водителя имеется кнопка «Стоп», которая связана со скобой 20, управляющей кулисой 23.

Регулятор поддерживает минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу в пределах 450-550 мин-1 и ограничивает максимальную частоту вращения до 2250-2275 мин-1. Резкое изменение подачи топлива предотвращается буферной пружиной 16 и корректором 19.

Минимальная и максимальная частоты вращения, поддерживаемые в указанных пределах, могут быть отрегулированы болтами 9 и 11.

Для снижения минимальной частоты вращения болт 11 вывертывают, а для увеличения — ввертывают. Максимальную частоту вращения вала двигателя регулируют болтом 9. Однако к этой регулировке прибегают лишь во время проверки насоса высокого давления на специальном испытательном стенде.



Возврат к списку