Коробка передач автомобиля КАМАЗ. Часть 3.

Коробка передач автомобиля КАМАЗ. Часть 3.

Коробка передач КамАЗ

Часть 3

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1, часть 2

Делитель передач КамАЗ (рис. 63) позволяет увеличить вдвое число передач, получать передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних пятиступенчатых коробок передач, и изменять скорость и величину тяги автомобиля приблизительно в 1,25 раза.

Делитель передач КамАЗ
Рис. 63. Делитель передач КамАЗ: 1 — стакан заднего подшипника промежуточного вала- 2 — роликоподшипник- 3 — промежуточный вал- 4 — картер- 5 — шарикоподшипник- 6 — стопорное кольцо- 7 — уплотнительное кольцо- 8, 13, 24 и 26 — прокладки- 9 — крышка переднего подшипника промежуточного вала- 10 — упорная шайба- 11 — стопорная планка- 12 — шестерня промежуточного вала- 14 — первичный вал- 15 — сальник- 16 — рычаг вилки механизма переключения- 17 — сухарь вилки- 18 — вилка механизма переключения- 19 — валик вилки- 20 — гайка- 21 — установочная втулка шарикоподшипника- 22 — маслонагнетательное устройство- 23 — шарикоподшипник- 25 — крышка подшипника первичного вала- 27 — крышка люка- 28 — сегментная шпонка- 29 — синхронизатор- 30 — шестерня первичного вала- 31 — роликоподшипник

Делитель передач имеет картер, отлитый как одно целое с картером сцепления, В гнездах картера на шарико и роликоподшипниках установлены первичный 14 и промежуточный 3 валы делителя. Передний шарикоподшипник первичного вала с сальниковым уплотнением размещен в выточке коленчатого вала двигателя. Шариковые подшипники задней опоры первичного вала и передней опоры промежуточного вала застопорены кольцами от осевых перемещений относительно картера.

Ведущая шестерня 30 первичного вала смонтирована на специальных роликоподшипниках 31. Шестерня 12 промежуточного вала запрессована на вал и закреплена шпонкой.

Соосность промежуточных валов делителя и основной коробки передач достигается за счет установки центрирующих стаканов, помещенных в гнездах подшипников валов. Эти валы соединяются шлицами.

Принудительную смазку переднего подшипника и подшипников шестерен вторичного вала основной коробки обеспечивает специальное расположенное на первичном валу делителя маслонагнетающее устройство, к которому масло поступает самотеком по лотку и каналам, выполненным в картере и крышке подшипника первичного вала делителя. Масло к подшипникам подводится по каналам в первичном и вторичном валах, а также в ступицах шестерен.

Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается вследствие циркуляции масла через два отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач. В нижней части картера имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитом.

Сальники крышек подшипника первичного вала делителя предохраняют внутреннюю полость коробки от попадания пыли и грязи, а также предотвращают утечку масла.

Для включения высшей и низшей передач делителя на шлицах первичного вала установлен синхронизатор, устройство которого аналогично устройству синхронизатора в основной коробке. Каретка синхронизатора перемещается поршнем силового цилиндра механизма управления переключением передач через рычаг и вилку, жестко закрепленные на валике рычага силового цилиндра.

Механизмом переключения передач делителя КамАЗ управляет пневматическая система, которая состоит из редукционного клапана 2 давления, крана 7 управления делителем, клапана 5 включения делителя, воздухораспределителя 4, силового цилиндра 3 и воздухопроводов (рис. 64).

Клапан 5 включается упором 6, закрепленным на толкателе рычага выключения сцепления. Пневматическая система подает воздух в силовой цилиндр только при полностью выключенном сцеплении, что позволяет предварительно выбрать ту или иную передачу в делителе. Редукционный клапан отрегулирован на давление 4,2 кгс/см2.

Схема пневматической системы управления делителем КамАЗ 740
Рис. 64. Схема пневматической системы управления делителем КамАЗ 740: Н — низшая передача в делителе- В — высшая передача в делителе, I — от ресивера- 1 — рычаг переключения передач с переключателем крана управления- 2 — редукционный клапан- 3 — силовой цилиндр- 4 — воздухораспределитель- 5 — клапан включения делителя передач- 6 — упор- 7 — кран

При включении переключателя в положение В или Н трос, заключенный в оплетку перемещает золотник крана 7 управления, в результате чего сжатый воздух от редукционного клапана 2 подводится к воздухораспределителю 4 и устанавливает золотник в одном из двух положений. При нажатии на педаль сцепления упор 6 открывает клапан 5 включения делителя, и через него сжатый воздух в зависимости от положения золотника воздухораспределителя поступает в ту или другую полость силового цилиндра 3.



Возврат к списку