Коробка передач автомобиля КАМАЗ. Часть 2.

Коробка передач автомобиля КАМАЗ. Часть 2.

Коробка передач КамАЗ

Часть 2

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1

Механизм переключения передач КамАЗ (рис. 59) смонтирован в верхней крышке картера коробки передач и состоит из трех штоков с вилками переключения передач, трех фиксаторов, предохранителя включения первой передачи и заднего хода и замка, предотвращающего включение двух передач одновременно.

Механизм переключения передач КамАЗ
Рис. 59. Механизм переключения передач КамАЗ: 1 — чашечная заглушка- 2 — верхняя крышка коробки передач- 3 — вилка переключения 4-й и 5-й передач- 4 — установочный винт- 5 — шплинт-проволока- 6 — вилка переключения 2 и 3 передач- 7 — вилка переключения первой передачи и заднего хода

Замок (рис. 60) смонтирован между штоками и состоит из двух пар шариков и одного штифта. Шарики располагаются во втулках между штоками, а штифт — в отверстии среднего штока между шариками.

Замок и фиксаторы механизма переключения КамАЗ
Рис. 60. Замок и фиксаторы механизма переключения КамАЗ: 1 — шарик замка- 2 — стакан стопорного шарика- 3 — пружина стопорного шарика- 4 — штифт замка- 5 — стопорный шарик фиксатора

Суммарная величина диаметров двух шариков больше толщины перегородок, разделяющих штоки, поэтому при перемещении среднего штока шарики замка полностью углубляются во втулки между штоками и, входя в лунки обоих крайних штоков, заклинивают их. Длина штифта несколько больше толщины среднего штока (в сечении между лунками), поэтому при перемещении крайнего штока (например, левого) два шарика, перекатываясь, заклинивают средний шток и передвигают штифт, который в свою очередь воздействует на два других шарика и заклинивает ими правый шток. Таким образом, передвинуть любой из штоков можно только тогда, когда два других штока занимают нейтральное положение.

Предохранитель (рис. 61) включения первой передачи и заднего хода состоит из двух толкателей и пружины. Чтобы исключить первую передачу или задний ход, необходимо рычагом через толкатель 3 отвести предохранитель 2, сжать пружину 1, а затем перевести рычаг вместе со штоком и вилкой в положение, соответствующее положению рычага при включении первой передачи или заднего хода.

Предохранитель механизма переключения передач КамАЗ в сборе
Рис. 61. Предохранитель механизма переключения передач КамАЗ в сборе: 1 — пружина предохранителя- 2 — предохранитель- 3 — толкатель предохранителя

Дистанционный привод управления механизмом переключения передач (рис. 62) состоит из качающегося рычага 4, смонтированного в сферической опоре переднего кронштейна 3, который закреплен болтами на переднем торце блока двигателя- тяги 10 управления, расположенной в развале блока цилиндров двигателя в сферических опорах, размещенных в переднем кронштейне и задней крышке блока- промежуточной тяги 21 с регулировочным флянцем 22, опора которой закреплена на картере сцепления.

Привод управления механизмом переключения передач КамАЗ
Рис. 62. Привод управления механизмом переключения передач КамАЗ: 1 и 28 — установочные винты- 2 — кран управления делителем- 3 — кронштейн опоры рычага- 4 — рычаг переключения передач- 5 — трос крана управления- 6 — прижим троса- 7 и 29 — контргайки- 8 — рычаг- передней тяги- 9 — головка рычага переключения передач- 10 — передняя тяга- 11 — сухарь шаровой опоры- 12 — кольцо- 13 — втулка сферической опоры- 14 — пружина- 15 — крышка опоры- 16 — сферическая опора- 17 — рычаг тяги- 18 — ограничительный шарик- 19 — пружина ограничительного шарика- 20 — защитный чехол- 21 — промежуточная тяга- 22 — регулировочный фланец- 23 — соединительный болт- 24 — скоба крепления воздухопроводов- 25 — воздухопровод переднего цилиндра воздухораспределителя- 26 — воздухопровод редукционного клапана- 27 — воздухопровод заднего цилиндра воздухораспределителя- 30 — шток рычага переключения передач- 31 — болт крепления регулировочного фланца

На обоих концах тяги управления и на переднем конце промежуточной тяги установлены на шпонках и закреплены болтами промежуточные рычаги. Их рабочие элементы закрыты резиновыми чехлами. Задний конец промежуточной тяги болтами соединен с фланцем штока рычага механизма переключения передач, служащего для тяги второй опорой.

С целью снижения возникающей при движении автомобиля вибрации рычага переключения передач в конструкции привода предусмотрено специальное устройство — фрикционная тормозная пара, образуемая беззазорным соединением малой сферой рычага переключения передач и диском, прижатым пружиной к торцу гайки.



Возврат к списку