Коробка передач автомобиля КАМАЗ. Часть 1.

Коробка передач автомобиля КАМАЗ. Часть 1.

Коробка передач КамАЗ

Часть 1

Десятиступенчатая коробка передач КамАЗ модели 15 состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего приставного редуктора — делителя передач.

Основная коробка передач, выполненная на базе коробки передач модели 14 аналогична с ней по устройству, и в то же время отличается от нее тем, что, во-первых, коробка передач крепится к картеру делителя, поэтому отсутствуют маслонагнетающее устройство и крышки первичного и промежуточного валов. Во-вторых, первичный вал коробки является ведомой деталью, поэтому он не имеет шлицев, и на нем установлена зубчатая муфта включения низшей передачи делителя с конусом синхронизатора, а передний роликовый подшипник первичного вала коробки установлен в специальном гнезде первичного вала делителя. В третьих, шариковый подшипник первичного вала коробки закреплен кольцевой крышкой, по которой центрируется картер делителя.

Основная коробка передач (рис. 57) состоит из картера 1, отлитого из серого чугуна, в гнездах которого на шарико- и роликоподшипниках установлены первичный 6, вторичный 25 и промежуточный 2 валы.

Основная коробка передач КамАЗ
Рис. 57. Основная коробка передач КамАЗ: 1 — картер- 2 — промежуточный вал в сборе- 3, 4, 8, 15, 18 и 34 — прокладки- 23 и 33 — шайбы- 5 — пробка с указателем уровня масла- 6 — первичный вал в сборе- 7 — крышка заднего подшипника первичного вала- 99 — верхняя крышка с механизмом переключении передач- 10 — опора рычага- 11 — роликоподшипник- 12 — блок шестерен заднего хода- 13 — промежуточная втулка- 14 — крышка люка отбора мощности- 16 — упорная шайба- 17 — ось блока шестерен- 19 — крышка заднего подшипника вторичного вала- 20 — задний шарикоподшипник вторичного вала- 21 — червяк привода спидометра- 22 — сальник- 24 — гайка- 25 — вторичный вал в сборе- 26 — фланец- 27 — стопорное кольцо- 28 — стакан подшипника- 29 — сферический роликоподшипник- 30 — крышка роликоподшипника- 31 — болт упорной шайбы- 32 — стопорная планка

Передний роликоподшипник вторичного вала расположен в гнезде первичного вала. Шарикоподшипники первичного и вторичного валов, а также сферический роликоподшипник промежуточного вала застопорены от осевых перемещений относительно картера, поэтому они помимо радиальных воспринимают также и осевые нагрузки. Блок 12 шестерен заднего хода установлен на оси 17 и вращается на двух роликоподшипниках 11.

Все шестерни вторичного вала смонтированы на специальных роликоподшипниках качения. Шестерни заднего хода, первой и второй передач промежуточного вала выполнены как одно целое с валом. Остальные шестерни промежуточного вала установлены на валу на сегментных шпонках и закреплены кольцом.

Первая передача и задний ход включаются зубчатыми муфтами- вторая, третья, четвертая и пятая передачи — синхронизаторами, состоящими из каретки, блокирующих пальцев, конусных фрикционных колец и фиксаторов, размещенных в каретке.

В верхней крышке 9 коробки передач расположен механизм переключения передач. Каретки синхронизаторов и муфт включения первой передачи и заднего хода перемещают находящимся в кабине рычагом через дистанционный привод, штоки и вилки. Вилки закреплены установочными винтами на штоках, перемещающихся в отверстиях верхней крышки 9.

Предотвращает одновременное включение двух передач замок шарикового типа, размещенный в крышке между штоками. Предохраняет от случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при движении автомобиля расположенный в крышке пружинно-пальчиковый предохранитель разрезного типа.

В крышке 19 заднего подшипника 20 вторичного вала установлен привод спидометра. Для обеспечения правильного показания спидометра в зависимости от характеристики главной передачи и размера шин предусмотрены сменные цилиндрические шестерни.

На картере коробки передач имеются два люка для подсоединения коробок отбора мощности.

Сальники крышек подшипников первичного и вторичного валов предохраняют внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и грязи и утечки масла.

Обеспечивает поддержание нормального давления в картере коробки передач сапун. В коробке передач герметизированного исполнения внутренняя полость сообщается с атмосферой отводящей трубкой, устанавливаемой вместо сапуна.

Масло в коробку передач наливают через горловину, расположенную на правой стенке картера. К пробке 5 горловины прикреплен указатель уровня масла. В нижней части картера имеются два сливных отверстия, закрываемых пробками. В передней пробке вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы — продукты износа.

Синхронизатор (рис. 58) состоит из двух конусных колец 1 и 4, жестко связанных между собой пальцами 3 с развальцованными концами каретки 2 с сухарями 5 и пружинами 6. Пальцы в средней части имеют конические блокирующие поверхности. Отверстия в диске каретки 2, через которые проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фасок с двух сторон отверстия. Конусные кольца 4 не имеют жесткой связи с кареткой и могут быть смещены относительно нее. Они связаны с кареткой через фиксирующие сухари 5, поджимаемые в полукруглые канавки пальцев пружинами 6.

Синхронизатор коробки передач КамАЗ
Рис. 58. Синхронизатор коробки передач КамАЗ: 1 и 4 — конусные кольца- 2 — каретка синхронизатора- 3 — блокирующий палец- 5 — сухарь- 6 — пружина

При передвижении каретки вилкой механизма переключения передач конусное кольцо, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу шестерни. Вследствие разности частоты вращения каретки, связанной со вторичным валом, и шестерни, связанной через промежуточный вал с первичным валом, конусное кольцо сдвигается относительно каретки до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев с блокирующими поверхностями каретки, препятствующими дальнейшему осевому перемещению каретки. Выравнивание частоты вращения при включении передачи обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и включаемой шестерни. Как только частота вращения каретки и шестерни сравняется, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки, и передача включится без шума и удара. Если синхронизированные передачи включаются с шумом, следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее. В противном случае возможен преждевременный выход из строя синхронизаторов.



Возврат к списку