Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 3.

Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 3.

Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями

Часть 3

Продолжение. Начало здесь: часть 1, часть 2

Делитель передач. Для увеличения количества передаточных чисел на коробке передач при минимальном усложнении ее конструкции на некоторых автомобилях, в частности КамАЗ, применяют дополнительный приставной шестеренчатый редуктор, получивший название делителя передач. Такое устройство позволяет вдвое увеличить число передач, получив передаточные числа, близкие по своему соотношению к среднему их значению у двух соседних ступеней, используемых в пятиступенчатой коробке передач.

Устройство делителя передач, принятого на автомобилях КамАЗ-5320, показано на рис. 76. Картер 3 делителя отлит заодно с картером сцепления. В нем расположены ведущий 6 и промежуточный 2 валы с насаженными на них шестернями. Промежуточный вал делителя спереди опирается на шариковый подшипник 4, а сзади на роликовый 1, установленный в торцевой стенке картера- он расположен соосно с промежуточным валом коробки передач и соединяется с ним напрямую посредством шлиц. Соосность обоих валов обеспечивается распорной втулкой, выполняющей роль центрирующего кольца.

Делитель передач автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ
Рис. 76. Делитель передач автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ: I и II — роликовые подшипники- 2 — промежуточный вал- 3 — картер- 4 — шариковый подшипник- 5 — шестерня промежуточного вала- 6 — ведущий вал- 7 — вилка механизма переключения- 8 — рычаг вилки- 9 — синхронизатор- 10 — шестерня ведущего вала

Шестерня 10 ведущего вала делителя установлена на двух роликовых подшипниках 11, между которыми расположена промежуточная втулка, и может свободно вращаться на своем валу. При включении высшей передачи делителя шестерня 10 соединяется с валом посредством синхронизатора 9, для чего она имеет наружный зубчатый венец, соединяемый с зубчатой муфтой каретки синхронизатора. От шестерни 10 вращение передается шестерне 5 на промежуточном валу делителя и от него промежуточному валу коробки передач.

При включении низшей передачи синхронизатор напрямую соединяет ведущий вал делителя с ведущим валом коробки передач, которые передают крутящий момент коробке передач. Промежуточный вал делителя и его шестеренчатая пара вращаются при этом вхолостую.

При включении высшей передачи делителя получается следующий ряд передаточных чисел в коробке передач: 1 в — 6,38- 2 в — 3,29- 3 в — 2,04- 4 в — 1,25- 5 в — 9,815- З.Х.в — 6,02.

Включение низшей передачи делителя дает следующий ряд: 1 н — 7,82- 2 н — 4,03- 3 н — 2,50- 4 н — 1,53- 5 н — 1,00- З.Х.н — 7,38.



Возврат к списку