Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 2.

Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 2.

Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями

Часть 2

Продолжение. Начало здесь: часть 1

В некоторых коробках передач используют смешанную систему смазки (рис. 74). На передней стенке картера такой коробки установлен шестеренчатый масляный насос 5, приводимый от промежуточного вала. Насос засасывает масло из картера через маслозаборник, закрытый фильтрующей сеткой 3.

Маслозаборник снабжен магнитом 2, удерживающим металлические частицы, образующиеся в результате износа деталей. От насоса масло под давлением подается к стальным втулкам, на которых насажены шестерни ведомого вала. В корпус насоса встроен шариковый редукционный клапан 6, ограничивающий давление, развиваемое насосом до 0,08 МПа.

Схема смазки коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ
Рис. 74. Схема смазки коробки передач ЯМЗ-236 автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ: 1 и 4 — пробки сливных отверстий- 2 — магнит- 3 — сетка маслосборника- 5 — масляный насос- 6 — редукционный клапан- 7 — пробка заливного отверстия

Зубья шестерен, подшипники качения и механизм переключения передач смазываются маслом, попадающим на них в результате разбрызгивания.

Нижняя часть картера коробки передач разделена на два отсека для слива масла, в которых имеются сливные отверстия, с резьбовыми пробками 1 и 4. Заливное отверстие закрыто резьбовой пробкой 7.

Устройство инерционного синхронизатора показано на рис. 75. Синхронизатор состоит из каретки 4, скользящей по шлицам ведомого вала, и обоймы 1, соединяющей два фрикционных кольца 5 с коническими внутренними поверхностями. В середине корпуса каретки имеется фланец с выступами, проходящими через вырезы в обойме. К этим выступам крепят муфту 2, служащую для соединения с вилкой переключения передач. По бокам корпуса каретки нарезаны зубчатые венцы для соединения с внутренними зубчатыми венцами включаемых шестерен. В среднем положении обойма и каретка связаны между собой четырьмя фиксаторами шарикового типа. Обойма жестко соединена с фрикционными бронзовыми конусами кольца 5 при помощи заклепок 8.

Синхронизатор коробки передач автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ
Рис. 75. Синхронизатор коробки передач автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ: 1 — обойма- 2 — муфта с выточкой для вилки переключения передач- 3 — штифт- 4 — каретка- 5 — фрикционные конусные кольца- 6 — пружина фиксатора- 7 — шарик- 8 — заклепка крепления конусного кольца

Включая ту или иную передачу, каретку синхронизатора перемещают по направлению к включаемой шестерне. При этом обойма перемещается как одно целое с кареткой до тех пор, пока не соприкоснутся конические поверхности бронзового кольца и включаемой шестерни. Между коническими поверхностями бронзового кольца и шестерни возникает трение, которое вызывает поворачивание обоймы на небольшой угол относительно каретки. В результате этого выступы каретки упираются в края фасонных вырезов обоймы и дальнейшее перемещение каретки прекращается. Силы инерции вращающихся частей (валов, шестерен) прижимают каретку к обойме.

Под действием силы трения между коническими поверхностями бронзового кольца и шестерен скорости вращения ведомого вала и включаемой шестерни выравниваются и скольжение колец прекращается. При этом прекращается действие силы инерции, прижимающей каретку к обойме, и обойма поворачивается на некоторый угол относительно каретки. Продолжающееся нажатие на каретку (усилием от рычага переключения) заставляет ее, преодолев сопротивление фиксаторов, переместиться в сторону шестерни до включения зубьев венца каретки синхронизатора с внутренними зубьями шестерни. Передача в коробке включается без ударов между зубьями шестерен.



Возврат к списку