Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 1.

Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 1.

Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями

Часть 1

Коробка передач предназначена для изменения величины крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса грузового автомобиля. Кроме того, она позволяет включать задний ход и обеспечивает возможность длительной работы двигателя на холостом ходу при нейтральном положении рычага управления коробкой передач. У современных дизельных автомобилей применяют многоступенчатые коробки передач с устройствами для безударного и бесшумного включения шестерен (синхронизаторами).

Устройство унифицированной пятиступенчатой коробки передач автомобилей Минского и Кременчугского заводов показано на рис. 73. Конструктивно она выполнена по классической схеме с тремя валами: ведущим, ведомым и промежуточным. Ведущий вал 2 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в расточке фланца коленчатого вала, другой — в передней стенке картера коробки и закрывается крышкой 3.

Пятиступенчатая коробка передач  грузовых автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ
Рис. 73. Пятиступенчатая коробка передач грузовых автомобилей КрАЗ, МАЗ и КамАЗ: 1 — муфта выключения сцепления- 2 — ведущий вал- 3 — крышка подшипника ведущего вала- 4 — картер сцепления- 5 — синхронизатор IV и V передач- 6 — верхняя крышка- 7 — пружина с шариком фиксатора- 8 — шестерня V передачи на ведомом валу- 9 — шестерня III передачи- 10 — синхронизатор II и III передач- 11 — шестерня II передачи- 12 — шестерня I передачи и заднего хода- 13 — картер- 14 и 17— крышки подшипников- 15 — фланец крепления кардана- 16 — ведомый вал- 18 — промежуточный вал- 19 — шестерня II передачи промежуточного вала- 20 — заборник масляного насоса- 21 — шестерня III передачи- 22 — шестерня V передачи- 23 — шестерня привода отбора мощности- 24 — шестерня постоянного зацепления- 25 — масляный насос- 26 — ось блока шестерен заднего хода- 27 — блок шестерен заднего хода- I — разрез по оси блока шестерен заднего хода

Передней опорой ведомого вала служит подшипник, состоящий из свободно вращающихся роликов, расположенных в выточке ведущего вала, а задней опорой является шариковый подшипник, установленный в стенке картера и задней крышке 14 коробки передач. В нижней части коробки на роликовом (переднем) и шариковом (заднем) подшипниках вращается промежуточный вал 18. Гнезда подшипников устроены в стенках картера. Справа от промежуточного вала (по ходу автомобиля) на двух роликовых подшипниках установлен блок шестерен 21 заднего хода.

Все шестерни, кроме шестерен первой передачи и заднего хода, имеют спиральные зубья и находятся в постоянном зацеплении. Подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, возникающие в зацеплении шестерен со спиральными зубьями. Шестерни, расположенные на промежуточном валу, закреплены на нем шпонками. Исключение составляют лишь шестерни первой передачи, зубья которой нарезаны непосредственно на самом валу.

Вращение от ведущего вала к промежуточному передается через пару шестерен постоянного зацепления. Шестерни коробки передач со спиральным зубом, находящиеся на ведомом валу 16, установлены на стальных втулках. Они могут вращаться независимо от вала. С валом они соединяются только при включении синхронизаторов. Для включения II и III передач служит синхронизатор 10, а для включения IV и V передач — синхронизатор 5.



Возврат к списку