Кабина грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Кабина грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Кабина грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Тип и конструкция кабины зависят от общей компоновка автомобиля. У автомобилей с расположением кабины над двигателем ее выполняют цельнометаллической с возможностью откидывания вперед для обеспечения свободного доступа к двигателю и другим механизмам. Такой тип кабины применяют на автомобилях семейства МАЗ-500А и автомобилях КамАЗ. Преимущество кабин этого типа заключается в том, что они дают возможность увеличить размеры кузова, более равномерно распределить массу автомобиля и перевозимого груза по отдельным мостам и создать хорошую обзорность, сократив до минимума мертвое пространство перед автомобилем, непросматриваемое водителем со своего сиденья.

У магистральных грузовых автомобилей и седельных тягачей за спинками сидений оборудуют одно или два спальных места для водителя, учитывая, что в дальних рейсах экипаж автомобиля может состоять из двух водителей. На грузовых автомобилях обычно устанавливают раздельные сиденья для водителя и пассажиров.

Сиденье водителя (рис. 122) имеет устройство для поглощения толчков в виде пластинчатого торсиона, установленного в трубе 8. С одного конца торсион закреплен неподвижно, а с другого — с устройством для регулирования жесткости подвески.

Сиденье водителя автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ
Рис. 122. Сиденье водителя автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ: 1 — подушка- 2 — рукоятка регулировки торсиона- 3 — спинка- 4 — боковина сиденья- 5 — рычаг регулировки наклона спинки- 6— указатель регулировки жесткости подвески- 7 —амортизатор- 8 — труба торсиона- 9 — остов сиденья- 10 и 16 — рычаги подвески- 11 — нижние направляющие- 12 — гребенка- 13 — возвратная пружина- 14 — тяга- 15 — стопор- 17 — рычаг стопора- 18 — верхние направляющие- 19 и 21 — поперечины рычагов- 20 — основание

Колебания торсионной подвески гасит гидравлический амортизатор 7 телескопического типа. Одно ушко амортизатора крепится к основанию 20, другое — к поперечине остова 9. Положение сиденья можно регулировать рычагом 17, перемещая сиденье в продольном направлении по нижним неподвижным направляющим 11. Выбранное положение фиксируется стопором 15, входящим в соответствующий паз гребенки 12.

Предусмотрена также возможность изменения наклона спинки 3 сиденья на угол 9-19°. В установленном положении наклон спинки фиксируется язычками кронштейнов спинки, входящих в пазы гребенок, расположенных на боковинах спинки. Наклон спинки регулируют рычагом 5.

Механизм опрокидывания кабины обеспечивает ее легкий подъем и надежное крепление как в опрокинутом, так и в рабочем положении.

При опрокидывании кабины 1 (рис. 123) автомобилей МАЗ ее масса поддерживается двумя пружинами 5, расположенными под передней частью кабины.

Схема устройства опрокидывания кабины
Рис. 123. Схема устройства опрокидывания кабины: 1 — кабина- 2 — упор-ограничитель- 3 — защелка- 4 — чашка пружины- 5 — пружина опрокидывания- 6 — страховой трос

Концы пружин свободно надеваются на чашки 4, а для предупреждения выброса частей пружины, в случае ее поломки, имеется страховой трос 6. В передней части основания кабины предусмотрены два кронштейна, которые входят в проушины кронштейнов, прикрепленных к лонжеронам рамы. Сочленение кронштейнов осуществляется с помощью осей с резинометаллическими втулками.

К задней части кабины крепится запорный механизм (рис. 124), основанием которого служат две щеки 11, между которыми находятся захват 9 и кулачок 10. Две нажимные пружины 8 оказывают постоянное давление на кулачок. При опускании кабины запорный механизм замыкается автоматически, однако при котором он подпирает захват 9 и удерживает механизм в закрытом положении.

В опрокинутом состоянии (см. рис. 123) кабина 1 удерживается упором-ограничителем 2, состоящим из двух рычагов, и закрепляется защелкой 3. Упор-ограничитель 2 складывающегося типа с шарнирным сочленением. Верхний рычаг упора крепится к кабине, нижний — к лонжерону рамы.

Запорный механизм кабины
Рис. 124. Запорный механизм кабины: 1 — рукоятка- 2 — ограничитель- 3 — кронштейн- 4 — подушка резиновая- 5 — тяга- 6 — кронштейн- 7 — пружина страхового устройства- 8 — пружина- 9 — захват- 10 — кулачок- 11 — щека- 12 — балка- 13 — обойма- 14 — ось

Открывают запорный механизм принудительно, поворачивая кулачок 10 (рис. 124) в исходное положение, при котором он освобождает захват 9. Для этого поворачивают рукоятку 1 в верхнее положение. Поворот рукоятки приводит к поворачиванию ограничителя 2, находящегося на одной оси с ним, при этом происходит перемещение тяги 5, поворачивающей кулачок 10, что ведет к освобождению захвата 9. Таким образом запорный механизм раскрывается и кабина может поворачиваться на передних шарнирах.

У автомобилей КамАЗ кабина крепится к раме посредством двух передних шарнирных и двух задних подрессоренных опор. Применение листовых рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, обеспечивает достаточно мягкую подвеску кабины.

У автомобилей КрАЗ неопрокидываемая кабина крепится в трех точках. Благодаря болтовому креплению с использованием резиновых подушек кабина при скручивании рамы может качаться и детали ее не испытывают при этом скручивающих и изгибающих напряжении.



Возврат к списку