ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ: ГАЗ-53, ГАЗ-52

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ: ГАЗ-53, ГАЗ-52

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ

С середины 1960-х годов главным военным героем Горьковского завода был армейский автомобиль ГАЗ-66, но и гражданские (ныне — коммерческие) грузовики ГАЗ второго послевоенного поколения также представляли собой большой шаг вперед, хотя и унаследовали от своих предшественников целый ряд прежних агрегатов и узлов. В 1964 году началось изготовление народнохозяйственных машин серии ГАЗ-53 с новым двигателем V8 и новой кабиной с хорошо известной когда-то облицовкой капота и широкими вертикальными прорезями воздухозаборных отверстий. В разных исполнениях эта гамма дожила до начала тяжелых 1990-х годов. Все ее представители применялись в Вооруженных Силах СССР, но использовались лишь на общих транспортных перевозках в качестве вспомогательных средств доставки личного состава и грузов в интендантских, продовольственных и топливных тыловых службах, а также в коммунальном хозяйстве крупных военных подразделений, аэродромов, портов и военных городков. Основная масса этих автомобилей служила базой простых многоцелевых и специализированных фургонов военного или двойного назначения. На тех же операциях, но в неизмеримо меньших объемах в войсках использовали 2,5-тонные грузовики серии ГАЗ-52, принявшие на себя миссию замены легендарной машины ГАЗ-51.

ГАЗ-53 (1964-1992 гг.)

С июня 1964 года в течение всего лишь нескольких месяцев Горьковский завод выпускал переходную модель 3,5-тонного гражданского грузовика ГАЗ-53 с новыми кабиной и облицовкой, оборудованного силовым агрегатом 3M3-53 V8 мощностью 115 л.с. от армейского грузовика ГАЗ-66, но пока сохранявшего ряд узлов от ГАЗ-51А. В июне 1965 года началось серийное производство его 4-тонного варианта ГАЗ-53А, получившего новую раму, 4-ступенчатую коробку с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах, гипоидную главную передачу и телескопические гидроамортизаторы в передней подвеске. С 1982 года выпускался последний 120-сильный вариант ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4,5 т, у которого ресурс до капремонта был доведен до 250 тыс. км. В СССР разные версии машин ГАЗ-53 были трижды удостоены престижного в свое время Знака качества. На их базе выпускали самосвалы ГАЗ-53Б и САЗ-3502 и седельный тягач ГАЗ-53П двойного назначения. До конца 1992 года было изготовлено свыше 3,3 млн автомобилей семейства ГАЗ-53. В Советских Вооруженных Силах они служили в основном базой простых фургонов, дезинфекционных установок и специальных машин.

ГАЗ-52 (1966-1989 гг.)

Фактически 2,5-тонные грузовые автомобили ГАЗ-52 представляли собой всего лишь рестайлинговые версии известной машины ГАЗ-51, оснащенные форсированным до 75 л.с. вариантом прежнего 6-цилиндрового 3,5-литрового двигателя и новыми кабинами с оперением от параллельной серии ГАЗ-53. В 1966-1978 годах выпускались первые бортовые грузовики ГАЗ-52-03 и шасси 52-01 с полезной нагрузкой около 2,9 т, колесной базой 3700 мм и подфарниками, расположенными под фарами. С 1975 года в серийном производстве находились короткобазные версии (3300 мм) с характерным размещением подфарников над фарами — бортовой вариант ГАЗ-52-04 и шасси 52-02, окончательно сменившие на конвейере устаревший ГАЗ-51А. В Советской Армии их применяли для доставки 20 человек личного состава, мелких грузов и монтажа легких фургонов.

Серийный 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52-03 для доставки личного состава. 1966 год.
Серийный 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52-03 для доставки личного состава. 1966 год.


Возврат к списку