Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей. Часть 2.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей. Часть 2.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740

Часть 2

Продолжение. Начало смотреть здесь: часть 1

Выпрямительный блок ВБГ-1 (рис. 45, а) на максимальный выпрямленный ток 45 А состоит из трех моноблоков, соединенных в схему двухполупериодного трехфазного выпрямителя.

Типы выпрямительных блоков
Рис. 45. Типы выпрямительных блоков: а — ВБГ-1- б — БПВ4-45- в — ВБГ-7-Г- г — БПВ-7-100- 1 — пластмассовое основание: 2 — соединительные шины- 3 — токопроводящий зажим моноблока- 4 — моноблок-радиатор- 5 — места подсоединения гибких выводов от вентилей к соединительным шинам- 6 — медное основание- 7 — полупроводниковый кристалл- 8 — выводной диск- 9 — гибкий вывод- 10 — мастика- 11 — диод- 12 — теплоотводная пластина (радиатор)- 13 — изолятор- I — вид со стороны соединительных шин- II — вид со стороны радиаторов

Каждые два плеча выпрямителя размещены в моноблоке, выполняющем роль радиатора и токопроводящего зажима средней точки схемы. В корпусе моноблока-радиатора 4 имеются два гнезда, в которых собраны р - n - переходы выпрямительных вентилей. В одном гнезде р - n - переход имеет на корпусе p-зону, а в другом n-зону. Противоположные зоны переходов имеют гибкие выводы 9, которые соединяют моноблок с соединительными шинами 2. Отрицательная шина выпрямительного блока соединена с корпусом генератора. Применение выпрямительного блока значительно облегчает монтажные работы, которые в этом случае сводятся к установке на генератор блока, а не отдельных вентилей.

В более поздних конструкциях выпрямительных блоков БПВ-4-45 (рис. 45, б) на ток 45 А применяют кремниевые вентили типа ВК-20 (номинальная сила тока 20 А), которые запрессованы в теплоотводы 12 отрицательной и положительной полярности по три вентиля в каждый. Теплоотводы изолированы один от другого пластмассовыми втулками 13. Новые вентили прямой и обратной полярности имеют диаметр корпуса 12,77 мм. Обратный ток вентилей не превышает 3 мА, а собранного блока 10 мА. Для генераторов с максимальной мощностью до 1200 Вт (Г-288) применяют кремниевые выпрямительные блоки ВБГ-7-Г на ток 80 А (рис. 45, в) или БПВ-7-100. В блоках БПВ-7Г и БПВ-7-100 применены вентили ВА20 по два параллельно в каждом плече, по шесть вентилей в каждом теплоотводе. Блок БПВ-7-100 на ток 100 А и его электрическая схема показаны на рис. 45, г. Для снижения уровня радиопомех в блоках ВБГ-7-Г и БПВ-7-100 установлен параллельно зажимам «+» и «-» генератора конденсатор емкостью 4,7 мкФ. Электрическая схема обмоток генератора и выпрямителей показана на рис. 46.

Схема выпрямления переменного тока автомобильного генератора
Рис. 46. Схема выпрямления переменного тока автомобильного генератора: 1, 2 и 3 — фазные обмотки генератора- 4 — обмотка возбуждения генератора- 5 — кривая выпрямленного напряжения- а — соединение обмоток генератора с выпрямителем- б — кривые изменения фазных напряжений за один период- в — кривые фазных напряжений после выпрямления- Ш — выводная клемма обмотки возбуждения- U1, U2 и U3 — фазовые напряжения- Т — период

При вращении ротора генератора в каждой фазе индуктируется переменное напряжение, изменение которого за один период показано на рис. 46, б. После выпрямления кривые фазного напряжения примут вид, изображенный на рис. 46, в. Выпрямленное напряжение будет почти постоянным (линия 1 на рис. 46, в), причем частота пульсаций выпрямленного напряжения будет в шесть раз больше, чем частота в фазных обмотках.

Частота переменного тока (напряжения) может быть определена по формуле f = Pn / 60, где f — частота, Гц- р — число пар полюсов (для генератора Г-271 р = 6)- n — частота вращения ротора, мин-1.

Период — время полного изменения переменного тока (напряжения) Т = 1 / f. С увеличением частоты вращения повышается частота тока, индуктированного в фазных обмотках генератора переменного тока, и возрастает индуктивное сопротивление обмоток. Поэтому при большой частоте вращения ротора, когда генератор может отдавать максимальную мощность, не возникает опасности его перегрузки, поскольку сила тока генератора ограничивается повышенным индуктивным сопротивлением его обмоток. Это явление в генераторах переменного тока называется свойством «самоограничения». Если выполнить конструкцию генератора таким образом, чтобы он сам ограничивал отдаваемый ток, то в реле-регуляторе можно отказаться от ограничителя тока. Автомобильные генераторы Г-271, Г-272, Г-288 и другие сконструированы так, что не нуждаются в ограничителе тока.

Свойство вентилей пропускать ток только в одном направлении (от генератора к аккумуляторной батарее) исключает необходимость установки в реле-регуляторе реле обратного тока. Таким образом, в реле-регуляторе для автомобильного генератора переменного тока можно применять только регулятор напряжения. Это значительно упрощает конструкцию и снижает стоимость реле-регулятора.



Возврат к списку