Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей. Часть 1.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей. Часть 1.

Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740

Часть 1

Генератор является основным источником электрической энергии на автомобиле. Вал генератора приводится во вращение от шкива на коленчатом валу двигателя клиновидным ремнем. Передаточное число клиноременной передачи 1,7-2,0. При движении автомобиля частота вращения коленчатого вала при холостом ходе у современных двигателей составляет 450-600, а максимальная частота — до 3000 мин-1. Таким образом, кратность изменения частоты вращения вала дизельного двигателя, а следовательно, и вала генератора может достигать 4,5-6,0.

Напряжение генератора зависит от частоты вращения его вала. Чем выше частота, тем больше напряжение генератора. Однако все приборы электрооборудования автомобиля, особенно лампы и контрольно-измерительные приборы, рассчитаны па питание от постоянного напряжения 24 В. Поддержание постоянства напряжения генератора независимо от изменения частоты вращения и нагрузки генератора (включения потребителей) выполняет специальный прибор, называемый регулятором напряжения.

При снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя ниже 700-800 мин-1 напряжение генератора становится меньшё напряжения аккумуляторной батареи. Если батарею не отключить от генератора, она начнет разряжаться на генератор, что может привести к перегреву изоляции обмоток генератора и разряду аккумуляторной батареи. При увеличении частоты вращения вала двигателя необходимо вновь включить генератор в систему электрооборудования. Включение генератора в систему электрооборудования, когда его напряжение выше напряжения аккумуляторной батареи, и отключение генератора от сети, когда его напряжение ниже напряжения аккумуляторной батареи, выполняет специальный прибор, называемый реле обратного тока.

Генератор рассчитан на отдачу определенной максимальной для данного генератора силы тока, однако при неисправности в системе электрооборудования (разряженная аккумуляторная батарея, короткое замыкание и т.д.) генератор может отдавать ток больший, чем тот, на который он рассчитан.

Длительная работа генератора в таком режиме приведет к его перегреву и сгоранию изоляции обмоток. Для защиты генератора от перегрузки служит специальный прибор, называемый ограничителем тока.

Все три прибора: регулятор напряжения, реле обратного тока и ограничитель тока объединены в одном устройстве, называемом реле-регулятором.

В генераторах переменного тока реле обратного тока и ограничитель тока могут отсутствовать, но конструкция генератора предусматривает устройства, выполняющие функции этих приборов.

На современных автомобилях «устанавливают генераторы переменного тока, что вызвано преимуществами их конструкции перед генераторами постоянного тока: меньшая масса при той же мощности, большой срок службы, меньший расход меди (в 2-2,5 раза), возможность повышения передаточного числа от двигателя к генератору до 2,5-3,0. В этом случае при частоте вращения холостого хода двигателя генератор отдает до 25-50% своей мощности, что улучшает условия заряда аккумуляторной батареи на автомобиле, а следовательно, ее срок службы и пуск двигателя.

На рис. 44 показано устройство генератора Г-272 переменного тока. Генератор имеет статор 6 с трехфазной обмоткой, выполненной в виде отдельных катушек, насаженных на зубцы статора. В каждой фазе имеется по шесть катушек, соединенных последовательно. Фазные обмотки статора соединены звездой и их выходные зажимы подключены к выпрямительному блоку 10.

Пакет статора набран из отдельных пластин электротехнической стали. Обмотка возбуждения 4 генератора выполнена в виде катушки и помещена на стальной втулке внутри клювообразных полюсов ротора 13. Втулка, клювообразные полюса ротора и контактные кольца 5 жестко закреплены на валу 3 ротора (прессовая посадка на накатку). Магнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения, проходя через торцы клювообразных полюсов, образует северные и южные полюса на роторе (рис. 44, б). При вращении ротора магнитное поле полюсов ротора пересекает витки катушек обмотки статора, индуктируя в каждой фазе переменную э.д.с.

Генератор переменного тока Г-272
Рис. 44. Генератор переменного тока Г-272: а — части генератора- б — магнитное поле ротора- S — южный полюс, N — северный полюс (стрелками показаны магнитные силовые линии)

Ток к обмотке возбуждения подводится через щетки 8 и контактные кольца, к которым припаяны концы обмотки возбуждения. Щетки укреплены в щеткодержателе 9. У генераторов переменного тока в контакте между щеткой и контактным кольцом отсутствует коммутация и значительно меньше сила тока, проходящего через щетку. Поэтому срок службы щеток у генераторов переменного тока значительно выше, чем у генераторов постоянного тока.

Статор генератора с помощью стяжных болтов закреплен между крышками 1 и 7, которые имеют кронштейны крепления генератора к двигателю. В крышке 1 со стороны привода вверху имеется резьбовое отверстие для крепления натяжной регулировочной планки приводного ремня генератора. Крышки отлиты из алюминиевого сплава.

С целью уменьшения износа посадочное место под шарикоподшипник в крышке 7 и отверстие в кронштейнах крышек армированы стальными втулками 11. В крышках установлены шариковые подшипники 2 и 12 с двусторонним уплотнением и смазкой, заложенной на весь срок службы подшипника.

На выступающий конец ротора крепятся наружный вентилятор 14 и шкив 15. В крышках имеются вентиляционные окна для прохода охлаждающего воздуха. Направление потока воздуха — от крышки 7 к вентилятору. Приводной шкив в зависимости от типа автомобиля может иметь различные диаметр и сечение ручья под ремень. Этим достигается унификация генераторов для различных типов автомобилей.

В крышке 7 устанавливается выпрямительный блок 10, собранный из кремниевых вентилей (диодов), допускающих рабочую температуру +150°С.


Возврат к списку


Кондиционеры lessar колонные кондиционеры.