Вспомогательная тормозная система на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Вспомогательная тормозная система на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Вспомогательная тормозная система на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Тормоз-замедлитель, являющийся вспомогательным тормозом, устанавливают на всех новых моделях автомобилей с дизельными двигателями.

Тормоз-замедлитель позволяет снижать скорость движения одиночного автомобиля или автопоезда, когда требуется длительное торможение, например при движении на затяжном спуске. Замедление движения достигается переключением двигателя на работу в качестве компрессора. С этой целью в цилиндры двигателя прекращают подачу топлива и в них поступает только воздух. Одновременно в выпускном трубопроводе прикрывают специальную заслонку, что создает в нем противодавление, передаваемое в цилиндры. Из-за отсутствия топлива сгорание в цилиндрах двигателя прекращается, теперь он не только не создает тягового усилия, но, наоборот, поглощает часть энергии движения автомобиля, затрачивая ее на сжатие воздуха в цилиндрах.

Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, сжимается поршнями, а затем через выпускные клапаны выталкивается в выпускной трубопровод. При закрытой заслонке тормоза-замедлителя давление в выпускном трубопроводе быстро возрастает, создавая повышенное сопротивление движению поршней. Коленчатый вал двигателя вращается с небольшой частотой и при невыключенной коробке передач способствует замедлению вращения ведущих колес.

Устройство тормоза-замедлителя показано на рис. 101.

Заслонка тормоза-замедлителя  грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ
Рис. 101. Заслонка тормоза-замедлителя грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ: 1 — корпус- 2 — рычаг- 3 — заслонка- 4 — ось- А — открыта- Б — закрыта

Установленная в выпускном трубопроводе заслонка 3 закреплена на оси 4, к рычагу 2 которой подсоединен шток пневматического цилиндра, управляющего заслонкой. При включении кнопки пневматического крана, находящегося под рулевой колонкой на полу кабины, сжатый воздух подается в цилиндр управления и перемещает поршень, шток которого поворачивает рычаг 2 заслонки. При помощи другого пневматического цилиндра одновременно выключается подача топлива.

Кроме того, при включении тормоза-замедлителя в тормозные камеры прицепа подается сжатый воздух, который приводит в действие колесные тормоза. Подтормаживание прицепа необходимо для повышения эффективности тормоза-замедлителя и исключения опасности набегания прицепа на тягач, что может вызвать складывание автопоезда.

Для прекращения действия тормоза-замедлителя отпускают кнопку, связь цилиндра управления с пневматической системой прекращается и его полость соединяется с атмосферой. Под действием возвратной пружины заслонка возвращается в исходное положение.

Использование тормоза-замедлителя в условиях длительного торможения значительно снижает нагрузку основных тормозов, предотвращает их сильный нагрев и преждевременный износ.



Возврат к списку