Воздухораспределитель на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Воздухораспределитель на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Воздухораспределитель на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Воздухораспределитель предназначен для регулирования подачи сжатого воздуха в тормозную систему прицепа. Корпус 8 (рис. 108) воздухораспределителя разделен перегородкой, в которой имеются два гнезда. Центральное гнездо предназначено для установки штока 2, в боковом гнезде расположен подпружиненный обратный клапан 6. На штоке закреплены поршни 5 и 10, расположенные с разных сторон перегородки, уплотненные в корпусе резиновыми манжетами 4. На нижнем фланце штока установлен клапан 12.

Полость А воздухораспределителя сообщается с соединительной магистралью подачи сжатого воздуха от автомобиля к прицепу, вывод В — с ресивером прицепа, полость Г — с тормозными камерами прицепа, вывод Б — с атмосферой.

Воздухораспределитель на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ
Рис. 108. Воздухораспределитель на автомобилях КамАЗ, КрАЗ и МАЗ: 1 — резиновое кольцо- 2 — шток- 3 и 9 — крышки корпуса- 4 — резиновая манжета- 5 и 10 — поршни- 6 — обратный клапан- 7 — стопорное кольцо- 8 — корпус- 11 — гнездо клапана- 12 — клапан на фланце штока- А, Б, В, Г и Д — полости и выводы

Затормаживается прицеп следующим образом. При торможении автомобиля падение давления в соединительной магистрали передается в полость А воздухораспределителя. Так как вывод В сообщается с воздушным баллоном прицепа, то давление в ней станет больше, чем в полости А, вследствие чего обратный клапан 6 поднимается и перекрывает отверстие в перегородке корпуса, разобщая полость А и вывод В. Одновременно под действием давления на поршень 10 клапан 12 опускается в гнездо 11 нижней крышки, разобщая полость Г (соединенную с тормозными камерами прицепа) с атмосферой. При дальнейшем опускании штока седло в поршне 10 отрывается от клапана 12. Через образовавшийся кольцевой зазор вывод В и полость Г соединяются, и сжатый воздух проходит из ресивера прицепа в его тормозные камеры. Тормозные механизмы колес прицепа приводятся в действие, и прицеп затормаживается. Когда педаль тормоза отпускают, магистраль прицепа вновь соединяется с воздушными ресиверами автомобиля. Давление в полости А воздухораспределителя повышается. Под действием его поршень 5 вместе со штоком перемещается вверх и клапан 12 отходит от гнезда 11 в нижней крышке корпуса. Полость Г и вывод Б соединяются, и сжатый воздух выходит из тормозных камер прицепов в атмосферу, в результате чего колеса прицепа растормаживаются.

В эксплуатации автопоездов важно, чтобы эффективность торможения колес автомобиля и прицепа была одинаковой.

В связи с этим необходимо, чтобы давление в тормозных камерах прицепа изменялось соответственно изменению давления в соединительной магистрали.

С этой целью воздухораспределитель выполняет так называемое следящее действие.

Оно заключается в том, что с повышением давления воздуха в полости Г и прекращением падения давления в полости А увеличивается сопротивление перемещению поршня 10 вниз. Вследствие этого клапан 12 закрывается, прекращая подачу сжатого воздуха в тормозные камеры прицепа. Этим исключается резкое торможение колес прицепа при притормаживании автомобиля.

При обрыве прицепа, когда соединительная магистраль разрывается и давление в ней падает, автоматически срабатывает воздухораспределитель. Он направляет сжатый воздух из ресивера прицепа в его тормозные камеры, чем обеспечивает торможение прицепа.



Возврат к списку