Военные варианты автомобиля Урал-375

Военные варианты автомобиля Урал-375

Военные варианты автомобиля Урал-375

С началом серийного выпуска более мощных и грузоподъемных автомобилей Урал-375 Советские Вооруженные Силы получили в свое распоряжение надежную полноприводную базу для создания обширного семейства специализированных и специальных военных машин высокой проходимости для работы практически на всех видах операций, на всех видах дорог и во всех климатических зонах с самыми разнообразными видами более тяжелых надстроек и оборудования, которыми Советская Армия до тех пор не располагала.

Формирование специальных исполнений машин 375-й серии началась уже в 1959 году с появлением первых базовых грузовиков Урал-375Т гражданского назначения. Первым из них стало многоцелевое шасси Урал-375А с полезной нагрузкой 4,7 т, одним топливным баком и горизонтальным расположением запасного колеса под задней частью рамы, построенное в опытном образце в том же 1959 году для установки перспективных типовых кузовов-фургонов К-375. Его мелкосерийное производство осуществлялось в 1961-1965 годах на базе модернизированного грузовика Урал-375 без лебедки, а с 1966 года оно являлось одной из модификаций серийного автомобиля Урал-375Д с цельнометаллической кабиной. В 1965-1966 годах в программу вошли шасси Урал-375Б без лебедки с валами отбора мощности для привода активного рабочего оборудования различных надстроек и вариант Урал-375Е с удлиненной на 355 мм задней частью рамы, что позволяло монтировать на нем крупногабаритное военное оборудование специального назначения, краны, автоцистерны и снегоочистители. Многоцелевой 5-тонный вариант Урал-375ДП образца 1970 года с цельнометаллической грузовой платформой служил для работы с прицепами, а с 1982 года завод выпускал модернизированный базовый автомобиль Урал-375ДМ двойного назначения с неразъемными ободами колес и новыми световыми приборами, но без системы подкачки шин и защитных решеток фар. С 1962 года на экспорт в страны с тропическим климатом поступал армейский вариант Урал-375ДЮ, а для работы при температурах до -60°С с 1969 года завод предлагал северный вариант Урал-375К с двойным остеклением, термоизоляцией кабины и аккумуляторной батареи, морозостойкими уплотнителями, мощным предпусковым подогревателем и деревянной грузовой платформой. Особое место в программе занимал 7-тонный народнохозяйственный вариант Урал-375Н с высокобортной деревянной грузовой платформой с тремя откидными бортами, выпускавшийся в 1974-1982 годах. Он отличался отсутствием системы подкачки и установкой широкопрофильных Шин уменьшенного размера. В Советской Армии этот грузовик использовался для транспортного обеспечения тыловых подразделений и применялся для подвоза боеприпасов и специального имущества к боевым системам. В 1975 году был построен экспериментальный плавающий вариант Урал-375П с герметизированным кузовом и гребными винтами.

Удлиненное шасси «Урал-375Е» для доставки средств обслуживания ракетных систем. 1966 год.
Удлиненное шасси «Урал-375Е» для доставки средств обслуживания ракетных систем. 1966 год.

В 1961 году появился первый седельный тягач Урал-375С с укороченной на 135 мм задней частью рамы, предназначенный для буксировки по шоссе полуприцепов полной массой до 19,5 т (на грунтовых дорогах — до 12,5 т). В 1970-е годы его сменил вариант Урал-375ДС, обычно работавший со специальным армейским тентованным полуприцепом ОдАЗ-9325. С 1974 года в серийном производстве находился также народнохозяйственный тягач Урал-375СН для буксировки полуприцепов полной массой до 18,4 т, выполнявший в войсках вспомогательные и тыловые транспортные операции.

В 1960-1970-е годы автомобиль Урал-375Д являлся экспериментальной базой для создания первых дизельных вариантов перспективного армейского грузовика Урал-4320. В конце 1969 года на нем были установлены опытный дизельный двигатель ЯМЗ-7Э641 мощностью 210 л.с., разработанный для будущих автомобилей КамАЗ, и коробка передач ЯМЗ-Э141. Испытания 1970 года показали, что этот силовой агрегат по большинству параметров не удовлетворял военным требованиям. В отсутствие работоспособного дизеля в 1970 году Уральский завод подготовил проект модернизации своего карбюраторного мотора V8, который был утвержден Министерством обороны в апреле 1973 года, но с появлением новых дизельных двигателей развития не получил.

Многоцелевой грузовик «Урал-375ДП» в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-5243. 1965 год.
Многоцелевой грузовик «Урал-375ДП» в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-5243. 1965 год.


Возврат к списку