Аккумуляторные батареи для автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. Часть 3.

Аккумуляторные батареи для автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. Часть 3.

Аккумуляторные батареи для автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ

Часть 3

Продолжение. Начало смотреть здесь: часть 1, часть 2

Напряжение аккумулятора отличается от его э.д.с. на величину падения напряжения во внутренней цепи аккумулятора.

При заряде Uз = E + IR, а при разряде Uр = E - IR, где I — сила тока, протекающего через аккумулятор, А- R — внутреннее сопротивление аккумулятора, Ом- Е — э.д.с. аккумулятора, В.

Изменение напряжения аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде показано на рис. 42.

Изменение напряжения аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде
Рис. 42. Изменение напряжения аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде (tэл = +25°С, зарядный ток 0,1С20, разрядный ток 0,05С20): 1 — начало газовыделения- 2 — заряд- 3 — разряд

В конце заряда аккумуляторной батареи, когда активный материал пластин восстановлен, зарядный ток начинает расходоваться на электролиз воды. При этом на отрицательном электроде выделяется водород, а на положительном — кислород, и начинается интенсивное газовыделение. В связи с тем, что для электролиза воды требуется более высокое напряжение, чем для восстановления активных материалов, и благодаря тому, что при газовыделении возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора, напряжение в конце заряда резко повышается. Возрастание напряжения в конце заряда используют для контроля заряженности аккумуляторной батареи на автомобиле.

При заряде батареи от автомобильного генератора, напряжение которого постоянно, сила зарядного тока к концу заряда снижается, что и служит признаком заряженности аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумуляторной батареи при ее разряде стартерным током (Iр = 2 / 5С20) зависит от силы разрядного тока, температуры и степени заряженности батареи.

Емкостью аккумулятора называется количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде до определенного напряжения. Чем больше сила разрядного тока и ниже температура электролита, тем меньше напряжение, до которого может разряжаться аккумулятор.

Например, при определении номинальной емкости аккумуляторной батареи разряд ведется током I = 0,05С20 до напряжения 10,5В при температуре +25°С, а при разряде стартерным током I = 3С20 и температуре электролита -18°С до 1В на аккумулятор или 6В на 12-вольтовую батарею.

В эксплуатации емкость батареи зависит от силы разрядного тока, температуры, режима разряда (прерывистый или непрерывный, степени заряженности и изношенности аккумуляторной батареи). Концом службы батареи считается момент, когда ее емкость снижается до 40% номинальной (0,4С20) или время стартерного разряда током I = 3С20 при температуре +25°С снизится до 1,5 мин. Если разряд происходит при постоянной силе тока, то емкость аккумуляторной батареи C = I t, где I — ток разряда, А- t — время разряда, ч. При увеличении разрядного тока и степени разряженности, а также с понижением температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается. Влияние температуры на стартерные характеристики батареи 6СТ-190 при ее разряде током 500 А (2,63С20) показано на рис. 43. С понижением температуры (особенно ниже -25°С) напряжение батареи и время разряда значительно снижаются, что ухудшает режим пуска двигателя. Для улучшения стартерных характеристик аккумуляторной батареи 6СТ-190 в ней предусмотрен внутренний электроподогрев от нагревателя, помещенного в электролит. Перед пуском двигателя батарея включается на обогрев в течение 25-30 мин, а затем проводится пуск двигателя. Влияние электрообогрева показано на рис. 43.

Изменение напряжения аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде
Рис. 43. Влияние температуры на стартерные характеристики аккумуляторной батареи 6СТ-190. Разрядный ток 500А (2,6ЗС20): 1 — внутренний подогрев от электрообогревателя мощностью 600 Вт в течение 30 мин, начальная температура батареи -40°С

Саморазрядом аккумуляторной батареи называют естественную потерю ею емкости при бездействии. По существующим нормам саморазряд аккумуляторных батарей при их хранении в течение 10 суток не должен превышать 10%, а при хранении 28 суток — 20%, если хранение происходит при температуре 20±3°С.

На грузовых автомобилях с дизельными двигателями можно устанавливать несколько аккумуляторных батарей. Если батареи соединены между собой параллельно, то общая емкость будет равна сумме емкостей отдельных батарей, а общее напряжение не изменится. Для увеличения общего напряжения батареи соединяют последовательно, т.е. «+» одной батареи соединяют с «-» другой. В этом случае общее напряжение будет равно сумме напряжений соединенных батарей, а общая емкость не изменится. При соединении батарей в группу необходимо помнить, что длина соединительных проводов должна быть минимальной с целью уменьшения падения напряжения в них.



Возврат к списку