Аккумуляторные батареи для автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. Часть 2.

Аккумуляторные батареи для автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. Часть 2.

Аккумуляторные батареи для автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ

Часть 2

Продолжение. Начало смотреть здесь: часть 1

Аккумуляторный бак имеет вид общего сосуда (моноблока), разделенного на отдельные ячейки перегородками. На дне каждой ячейки имеются четыре призматических рёбра, на которые опираются пластины. Выпадающий при работе аккумулятора шлам скапливается в пространстве между ребрами бака, не замыкая пластин.

После установки блоков пластин с сепараторами в ячейки бака последние закрывают крышками с отверстиями для выводных штырей бареток. Для прикрепления крышки к корпусу моноблока и герметизации зазора между крышкой и ее посадочным местом применяют заливочную мастику из битумных веществ. Для соединения аккумуляторов в батарею блоки пластин размещают так, чтобы отрицательный штырь баретки одного блока находился у положительного штыря баретки соседнего блока пластин. Соседние штыри («+» и «-») соединяются межэлементными соединениями. На крайние штыри напаивают концевые конусные выводы. Вывод «+» толще, чем вывод «-» (19,5-0,2 и 17,9-0,2 мм соответственно). Это предотвращает неправильное включение батареи на автомобиле.

Для увеличения емкости аккумулятора увеличивают количество пластин в полублоках, т.е. повышают общую площадь пластин. При соединении отдельных аккумуляторов последовательно повышается напряжение батареи. Пластины, опущенные в раствор серной кислоты в воде, приобретают определенный электрический потенциал по отношению к этому раствору и становятся положительными и отрицательными электродами.

В связи с тем что величина электрического потенциала различна для плюсового и минусового электродов, при их соединении проводником по нему потечет электрический ток. При разряде аккумулятора ток в электролите протекает от отрицательного электрода к положительному. На отрицательной пластине происходит образование сернокислого свинца (PbSO4) в результате соединения губчатого свинца пластины с кислотным остатком (SO4) из электролита. На положительной пластине под действием разрядного тока активный материал — двуокись свинца (PbO2) превращается также в сернокислый свинец (PbSO4), поглощая из электролита кислотный остаток (SO4) и отдавая в электролит кислород (O2). Кислород с положительной пластины, соединяясь с водородом, оставшимся в электролите в результате распада серной кислоты, образует воду (Н2O).

При разряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите уменьшается и плотность электролита снижается. При заряде аккумулятора реакции проходят в обратном порядке. В этом случае ток в электролите от постороннего источника пойдет от положительного электрода к отрицательному.

При заряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите увеличивается, а плотность электролита повышается. Свойство электролита изменять свою плотность при разряде и заряде аккумулятора используют в эксплуатации для определения степени заряженности аккумуляторной батареи.

Реакции, происходящие при разряде и заряде аккумулятора, можно изобразить следующей химической формулой: PbO2 + 2Н2SO4+Pb разряд--> заряд<-- PbSO4 + 2Н2O + PbSO4.

Электродвижущая сила (э.д.с.) аккумулятора является разностью электродных потенциалов и измеряется как напряжение разомкнутой цепи аккумулятора. Э.д.с. аккумулятора зависит от плотности и очень незначительно от температуры электролита. С повышением плотности и температуры электролита э.д.с. повышается. При температуре плюс 10°С и плотности d = 1,28г/см3 аккумулятор обладает э.д.с., равной 2,12 В. Зависимость э.д.с. от плотности электролита при изменении ее от 1,05 до 1,3 г/см3 выражается формулой E = 0,84 + d, где Е — э.д.с. аккумулятора, В- d — плотность электролита при температуре +15°С г/см3.

Внутреннее сопротивление аккумулятора представляет собой сумму сопротивлений электролита, пластин, сепараторов и сопротивления, возникающего в местах соприкосновения электродов с электролитом. Чем больше емкость аккумулятора (число пластин), тем меньше его внутреннее сопротивление. С понижением температуры внутреннее сопротивление аккумулятора растет.

По мере разряда аккумулятора его внутреннее сопротивление возрастает. Чем выше номинальное напряжение аккумуляторной батареи, тем больше ее внутреннее сопротивление.



Возврат к списку