Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 2.

Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 2.

Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления.

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Двухдисковую муфту сцепления постоянно замкнутого типа (рис. 15) устанавливают на гусеничных тракторах средней мощности. Она состоит из ведущих и ведомых частей и механизма управления. К ведущим частям относятся маховик 15 двигателя, промежуточный 12 и нажимный 11 диски, к ведомым — два диска 6, установленные на валу 26 муфты.

Ведущие диски соединены через три пары пальцев 5 с маховиком, а также через отжимные болты 14 и пружины с упорным диском 13, который болтами прикреплен к маховику. Диски 6 помещаются между плоскостью маховика, диском 12 и диском 11. Каждый имеет ступицу и перемещается на шлицах по валу 26, который вращается в двух шарикоподшипниках 1 и 9. Передний подшипник 9 установлен в расточке маховика, а задний 1 — в корпусе картера муфты.

Конструкция двухдисковой муфты сцепления гусеничного трактора и схемы управления
Рис. 15. Конструкция двухдисковой муфты сцепления гусеничного трактора и схемы управления: 1, 9, 23 — подшипники, 2 — вилка, 3, 7, 27 — пружины, 4 — картер, 5 — палец, 6, 11-13 — диски, 8 — подпятник, 10 — ось, 14 — болт, 15 — маховик, 16 — кронштейн, 17 — сухарик, 18 — гайка, 19 — крышка люка, 20 — стакан, 21 — рычаг, 22 — крышка, 24 — масленка, 25 — корпус, 26 - вал, 28 — тяга, 29 — педаль, 30 — тормозок- I — муфта сцепления включена, II — муфта сцепления выключена

К упорному диску прикреплены три кронштейна 16, в ушках которых установлены оси 10. На осях свободно проворачиваются три отжимных рычага 21, которые коротким плечом прижимаются пружиной 3 к сухарикам 17, закрепленным на болтах 14. На диске 13 по окружности установлены двенадцать пакетов сдвоенных пружин, расположенных в стаканах 20. Пружины через подпятник 8 упираются в диск 11 и постоянно прижимают ведомые диски.

В результате сил трения, возникающих между поверхностями маховика, нажимного, промежуточного и ведомых дисков, сжатых усилием пружин, крутящий момент от коленчатого вала дизеля передается через маховик, промежуточный и нажимный диски ведомым дискам и валу муфты сцепления.

Муфту сцепления останавливают с помощью механизма выключения, который состоит из корпуса 25 с установленным в нем радиально-упорным шарикоподшипником 23, втулки, вилки выключения 2 с валиком, тяги 28 и системы рычагов. Для выключения муфты сцепления нажимают на педаль 29. Через систему рычагов движение передается вилке 2, которая перемещает нажимный подшипник вперед. Подшипник нажимает на рычаги 21, которые, поворачиваясь на осях 10, перемещают через отжимные болты 14 диск 11 и преодолевают усилие пружин. С перемещением диска 11 диски 6 освобождаются и передача вращения от маховика к валу муфты сцепления прекращается. Промежуточный диск 12 отводится тремя парами отжимных пружин 27, установленных на направляющих штифтах. При включенном положении муфты сцепления нажимный подшипник находится в крайнем заднем положении, а между концами рычагов 21 и торцом подшипника должен быть зазор. Для нормального выключения муфты полный ход подшипника должен быть не менее 22 мм. При увеличенном зазоре между рычагами 21 и подшипником, а также при уменьшенном ходе муфта сцепления выключается не полностью, т. е. муфту «ведет».

В случае небольшого зазора или его отсутствия интенсивно изнашиваются рычаги 21 и втулки, муфта сцепления передает неполный крутящий момент в результате пробуксовывания. Подшипник 9 смазывается через масленку, расположенную на валу муфты сцепления, подшипник 23 - через масленку 24 на корпусе муфты выключения, подшипник 1 — через масленку на крышке его корпуса. При нажатии на педаль 29 вилка 2 поворачивается против часовой стрелки и включает тормозок 30, останавливая вал 26 при выключении муфты.

Муфту сцепления регулируют во включенном положении:

  • снимают крышку 19 люка на корпусе муфты-
  • включают декомпрессор и, проворачивая коленчатый вал, проверяют щупом зазор (должен быть 3 мм) между тремя рычагами 21 и подшипником- подшипник при этом должен занимать крайнее заднее положение- если зазор не соответствует требуемому (щуп идет туго или слабо), расшплинтовывают корончатую гайку 18, затем при увеличенном зазоре навинчивают ее, а при уменьшенном — вывинчивают до получения нормального зазора и зашплинтовывают гайку-
  • проверяют с помощью щупа ход подшипника и при необходимости регулируют его изменением длины тяги 28. Момент включения тормозка устанавливают болтом с контргайкой.

Для сохранения сухими поверхностей фрикционных накладок следят за тем, чтобы были плотно закрыты все люки на корпусе муфты сцепления, не проникали грязь и пыль, не попадало моторное масло через задний сальник уплотнения коленчатого вала двигателя и излишки смазочного материала из поддерживающего и выжимного подшипников муфты.

При управлении трактором необходимо правильно пользоваться муфтой сцепления. Выключают муфту быстро, нажимая на педаль до отказа, включают плавно, равномерно отпуская педаль. Не рекомендуется долго держать муфту в выключенном положении при работающем двигателе, так как изнашиваются выжимной подшипник и лапки рычагов. Не следует также держать ногу на педали сцепления во время движения машины на рабочей и транспортной скорости, поскольку возможно преждевременное изнашивание отводки, выжимного подшипника, фрикционных дисков в результате уменьшения силы сцепления и буксования.



Возврат к списку