Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 1.

Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 1.

Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления.

Часть 1

Муфта сцепления трактора предназначена для отсоединения работающего двигателя от трансмиссии (силовой передачи) во время переключения передач, кратковременных остановок и плавного трогания машины с места. Муфта сцепления также предотвращает остановку двигателя при включении ее во время резкого возрастания сопротивления на рабочем органе навесного и прицепного оборудования. Размещают муфту между двигателем и коробкой передач (см. рис. 9, рис. 10).

При включенной муфте сцепления крутящий момент и вращение маховика двигателя передается коробке передач, при выключении муфты вращение коробки передач и всей трансмиссии прекращается.

В гусеничных и колесных (малой и средней мощности) тракторах применяют в основном механические муфты сцепления, в которых крутящий момент передается силами трения ведомых и ведущих дисков, плотно прижатых между собой пружинами. Сила трения зависит от фрикционных свойств материалов, из которых выполнены диски. Для повышения эффективности работы муфты и уменьшения ее габаритов применяют фрикционные кольцевые накладки, приклепываемые или наклеиваемые к ведомым дискам. Фрикционные накладки прессуют из смеси асбеста и металла. Используют также специальные виды пластмасс, металлокерамику. Ведущие диски изготовляют из стали или чугуна.

Применяют преимущественно сухие муфты сцепления. Фрикционные элементы сухих муфт работают без смазочного материала на рабочих поверхностях. При попадании масла на рабочие поверхности сухих муфт нарушается нормальная работа фрикционных элементов, один диск начинает скользить по другому, передача крутящего момента прекращается. Буксование дисков муфты сопровождается изнашиванием и нагревом рабочих поверхностей, и муфта перестает работать.

Механические сухие муфты сцепления подразделяют по числу ведомых дисков на однодисковые и двухдисковые.

Наиболее распространены однодисковые муфты, применяемые на колесном тракторе, и двухдисковые муфты — на гусеничном тракторе.

Однодисковую муфту сцепления с постоянно замкнутым пружинным механизмом (рис. 13) применяют на колесных тракторах типа «Беларусь».

Ведущими дисками муфты являются маховик 1 и нажимный диск 3, установленный на трех призматических выступах в пазах опорного диска 5, который прикреплен к маховику жестко с помощью шпилек 13, ограничительных втулок и корончатых гаек. Двенадцать нажимных пружин 4 расположены равномерно по всему периметру окружности между дисками 5 и 3.

На выступах нажимного диска на осях 12 установлены шарнирно отжимные рычаги 10. Положение рычагов регулируют винтами и контргайками 14. Рычаги постоянно прижимаются к опорным поверхностям пружиной, расположенной на оси 12.

Шлицевая ступица ведомого диска 2 размещена на выходном валу 17. На ступице установлен ограничительный диск 6. Через демпферные пружины он соединен с диском 2, на который с двух сторон наклепаны кольцевые фрикционные накладки 8.

Однодисковая муфта сцепления трактора типа «Беларусь»
Рис. 13. Однодисковая муфта сцепления трактора типа «Беларусь»: 1 — маховик, 2, 3, 5, 6, 9 - диски, 4, 7 — пружины, 8 — накладки, 10, 23 — рычаги, 11 — регулировочный винт, 12 — ось, 13 — шпилька, 14 — контргайка, 15 - подшипник, 16 — отводка, 17 — вал, 18 — кронштейн отводки тормозка, 19 — тормозок, 20 — механизм включения понижающего редуктора, 21 — корпус, 22 — шестерня механизма отбора мощности, 24 — вилка выключения сцепления, 25 — гибкий шланг с масленкой- I — положение рычага при включенной муфте, II — то же, при выключенной муфте

Устройство, в котором ведомый диск 2 соединен с ограничительным 6 с помощью восьми пружин, расположенных по окружности, называют гасителем крутильных колебаний. Гаситель обеспечивает плавность включения муфты сцепления.

Муфту сцепления включают и выключают отводкой 16, которая через выжимной подшипник 15 нажимает на лапки рычагов 10 и через опорный диск 5 отводит нажимный диск, преодолевая действие нажимных пружин 4.

Отводка и опорный подшипник перемещаются к лапкам рычагов механизмом выключения через рычаг 23, который при выключении муфты поворачивается на оси против часовой стрелки (на рис. 13 показано стрелкой), при включении — по часовой стрелке.

Отличительная особенность муфты — наличие тормозка 19, который включается автоматически при выключении муфты сцепления. Тормозок служит для быстрой остановки выходного вала и связанного с ним входного вала коробки передач для легкого и безударного переключения передач, уменьшения торцового изнашивания шестерен. Тормозок включает в себя ведущий диск с фрикционной накладкой (на рис. 13 показан справа), установленный на шлицах выходного вала 17 сцепления, и ведомый диск, установленный на шлицевом соединении стакана, закрепленного неподвижно на корпусе. При повороте рычага 23 он воздействует с помощью тяги на кронштейн 18 отводки и тормозок автоматически затормаживает вал сцепления.

Детали и механизмы муфты сцепления смонтированы в едином литом корпусе 21 вместе с валом отбора мощности и понижающим редуктором.

Для включения и выключения муфты применяют механизм управления (рис. 14), приводимый в действие от ножной педали.

Педаль 1 закреплена в клеммовом зажиме болтом 2, который жестко присоединен к рычагу 3. Рычаг установлен на оси 4 и с помощью тяги 10 воздействует на рычаг 12 управления муфтой сцепления. При нажатии на педаль рычаг 12 поворачивается против часовой стрелки и выключает сцепление. Одновременно тягой 14 с пружиной 13 сдвигается кронштейн отводки тормозка и он замыкается, останавливая вал муфты. Пружина 13 на телескопической тяге 14 обеспечивает нажатие с определенной силой ведомого диска на ведущий диск тормозка. Пружина 5, установленная на кронштейне 8, отжимает педаль 1 в крайнее положение I, когда муфта сцепления включена.

Механизм управления муфтой сцепления
Рис. 14. Механизм управления муфтой сцепления: 1 — педаль, 2, 6, 7, 9, 18 — болты, 3, 12 — рычаги, 4 — ось, 5, 13 — пружины, 8, 17 — кронштейны, 10, 14 — тяги, 11 — вилка, 15 — гайка, 16 — палец- I — положение педали при включенной муфте, II — положение педали при выключенной муфте

Регулирование муфты сцепления заключается в установке зазора между подшипником отводки и рычагами, а также в регулировании свободного хода педали и длины блокировочной тяги тормозка. Зазор между подшипником отводки и всеми отжимными рычагами должен быть одинаковым и равным 3 мм.

При работе трактора фрикционные накладки изнашиваются и ход педали уменьшается. При ходе педали менее 30 мм регулируют свободный ход и длину тяги блокировочного тормозка, для этого сначала вынимают палец 16, разъединяя рычаг тормозка от тяги, далее отпускают болт 7 кронштейна 8 и освобождают пружину 5. Изменяя длину тяги 10, устанавливают нормальный ход педали, равный (например, у трактора типа «Беларусь») 40...45 мм. После этого закрепляют болтами кронштейн и пружину 5. Затем проверяют длину сжатой пружины 13 тормозка (должна быть 35 мм), регулируют длину тяги 14 и устанавливают палец 16 крепления тяги в кронштейне. Если правильно отрегулирована длина тяги тормозка, то при выключении сцепления пружина 13 должна дополнительно сжиматься на 3...4 мм.



Возврат к списку


Свежая информация т 170 муфта сцепления здесь.