Тормоза колесных тракторов и одноосных тягачей. Часть 2.

Тормоза колесных тракторов и одноосных тягачей. Часть 2.

Тормоза колесных тракторов и одноосных тягачей

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Предохранительный клапан (рис. 64), установленный на ресивере, предотвращает чрезмерное повышение давления в системе в случае отказа регулятора. Клапан шарикового типа и настроен на давление воздуха в ресивере до 0,9...0,95 МПа. При увеличении давления шарик 2, преодолевая сопротивление пружины 4, поднимается из седла 1 и стравливает воздух через сверление в корпусе 3 в атмосферу. По мере снижения давления воздуха до 0,9...0,95 МПа пружина прижимает шарик, перекрывая выход воздуха из системы.

Предохранительный клапан одноосного тягача МоАЗ-546П
Рис. 64. Предохранительный клапан одноосного тягача МоАЗ-546П: 1 - седло, 2 - шарик, 3 - корпус, 4 - пружина, 5 - контргайка, 6 - винт, 7 - контрольный стержень

Тормозной кран (рис. 65) управляет колесными тормозами и представляет собой два цилиндра, из которых верхний включает тормоза задних колес скрепера, а нижний — передних.

Тормозной кран одноосного тягача МоАЗ-546П
Рис. 65. Тормозной кран одноосного тягача МоАЗ-546П: 1, 3, 8, 14 - пружины, 2, 16 - клапаны, 4, 15 - поршни, 5 - фильтр, 6 - регулировочное кольцо, 7, 11 - штоки, 9 - регулировочная втулка, 10 - рычаг, 12 - гайка, 13 - труба

Сжатый воздух от пневмобаллонов подводится к полости А. При свободной педали тормоза уравновешивающая пружина 14 верхнего цилиндра отжимает трубу 13 вместе с поршнем 15 вправо и открывает клапан 16. Через открытый клапан 16 воздух под давлением попадает в полость Г, соединенную с пневмолинией, ведущей к воздухораспределительному клапану 8 (см. рис. 62). При повышении давления в полости Г (рис. 65) свыше 0.53 МПа (давление в пневмобаллоне не менее 0,6 МПа) поршень 15, преодолевая усилие пружины 14, смешается влево и клапан 16 закрывается, прекращая подачу воздуха от пневмобаллона в полость Г.

Поршень 4 нижнего цилиндра при этом под действием пружины 3 смещен влево, клапан 2 закрыт, а воздух из полости Б, соединенной с тормозными камерами передних колес, через сверление в штоке поршня 4, полость В и фильтр 5 стравливается в атмосферу.

При нажатии на педаль тормоза рычаг 10, преодолевая усилие пружины 14, сдвигает верхний шток 11 и трубу 13 влево таким образом, что клапан 16 закрывается, а через сверление в штоке поршня 15 перепускается сжатый воздух из полости Г в полость В, т. е. в атмосферу. Тем самым снижается давление воздуха в пневмолинии воздухораспределительного клапана, тормозятся задние колеса скрепера.

Одновременно с действием на шток верхнего цилиндра рычаг 10 вдвигает шток 7 с поршнем 4 внутрь нижнего цилиндра и, перекрыв сверление в штоке поршня, открывает клапан 2, перепуская сжатый воздух из полости А в полость Б и далее в тормозные камеры передних колес.

Воздухораспределительный клапан (рис. 66) предназначен для включения тормозных камер задних колес скрепера.

При отпущенной педали сжатый воздух из верхнего цилиндра тормозного крана (см. рис. 65) поступает в полость В воздухораспределительного клапана, перемещает поршень 3 вниз и прижимает впускной клапан 4 к седлу, разобщая полости Б (пневмобаллон) и А (тормозные камеры). Отжимая края манжеты поршня 3, воздух проникает в полость Б и далее в пневмобаллон. Одновременно с опусканием поршня 3 со штоком 5 открывается выпускной клапан 1, соединяющий полость А (тормозные камеры) с атмосферой (полость Г).

Воздухораспределительный клапан одноосного тягача МоАЗ-546П
Рис. 66. Воздухораспределительный клапан одноосного тягача МоАЗ-546П: 1, 4 - клапаны, 2 - диафрагма, 3 - поршень, 5 - шток

При нажатии на педаль тормоза полость В соединяется с атмосферой. Сжатый воздух в полости Б поднимает поршень 3 со штоком 5, тем самым закрывает клапан 1 (перекрыв тормозные камеры от атмосферы) и открывает клапан 4, обеспечивая доступ сжатого воздуха из полости Б в тормозные камеры (полость А).

Для регулирования колесных тормозов в процессе эксплуатации устанавливают зазор между накладками колодок и тормозным барабаном. Нормальный зазор должен составлять 0,3...0,8 мм при ходе штоков тормозных камер 40 (см. рис. 33) не более 30 мм (разность хода штоков одного моста не должна превышать 5 мм). Поворотом рычага 41 и Связанного с ним кулака 39 раздвигают колодки 25 и уменьшают зазор до нормы.

В пневмосистеме тормозов регулируют давление воздуха, нагнетаемое компрессором. Предохранительный клапан (см. рис. 64) регулируют с помощью винта 6, прижимающего пружину 4. При отвертывании винта давление уменьшается, при завертывании — увеличивается.

Нормальное и стабильное давление компрессора создается при правильно отрегулированном натяжении ремня привода. Прогиб ремня в середине между ведущим и ведомым шкивами должен быть 5...8 мм при нажатии с силой 30 Н. Регулируют натяжение ремня шкивом, который перемещают в направляющих регулировочным болтом.

Давление в полости Г тормозного крана в пределах 0,48...0,53 МПа (см. рис. 65) регулируют, затягивая пружину 14 гайкой 12.



Возврат к списку