Тормоза колесных тракторов и одноосных тягачей. Часть 1.

Тормоза колесных тракторов и одноосных тягачей. Часть 1.

Тормоза колесных тракторов и одноосных тягачей

Часть 1

Тормоза колесных тракторов и одноосных тягачей. Колесные тракторы и тягачи оборудованы одинаковыми тормозами. Стояночные тормоза трансмиссионного типа устанавливают преимущественно на выходном валу коробки передач, рабочие тормоза в ступицах колес. Управление стояночными тормозами — ручное с помощью механического привода, рабочими колесными тормозами — пневматическое.

Стояночные тормоза ленточного типа с ручным механическим управлением (рис. 61) применяют на одноосных тягачах.

Тормозной барабан 8 укреплен на фланце 16 выходного вала коробки передач. Фрикционная стальная лента 10 с приклепанными асбестовыми накладками 9 толщиной 8 мм охватывает барабан и фиксируется от поворота с помощью приваренного к ней кронштейна 18. Свободные концы ленты разводят пружины 12 относительно кронштейна 17.

Стояночный тормоз ленточного типа- схема работы
Рис. 61. Стояночный тормоз ленточного типа (а) и схема работы (б): I - тормоз выключен, II - тормоз включен, 1 - кнопка, 2 - рукоятка, 3 - сектор, 4 - собачка, 5, 7 - тяги, 6 - валик, 8 - барабан, 9 - накладка, 10 - лента, 11 - стяжной винт, 12 - пружина, 13, 19 - болты, 14 - щечки, 15 - кулак, 16 - фланец, 17, 13 - кронштейны

Включают тормоз поворотом нажимного кулака 15, который стягивает ленту, преодолевая сопротивление пружин 12. Торможение происходит за счет сил трения между накладками ленты и барабаном. При регулировании между лентой и барабаном в расторможенном состоянии устанавливают зазор 0,5...1 мм. Для этого болтом 13 устанавливают заданный зазор у опоры кронштейна 17, болтом 19 — зазор между нижней ветвью ленты и барабаном, а гайкой на винте 11 — зазор между верхней ветвью ленты и барабаном.

Установку рычага управления тормозом регулируют, изменяя длину тяг 5 и 7, добиваясь, чтобы полное затормаживание происходило при перемещении собачки 4 рукоятки 2 на 5...6 зубьев сектора 3.

Рабочие тормоза колодочного типа одноосных тягачей встроены во все колеса базовой машины. Тормоз размещен внутри тормозного барабана 24, связанного со ступицей 26 колеса, и неподвижно прикреплен к картеру 37 ведущего моста. Тормоз состоит из двух колодок 25 с фрикционными накладками. Задние концы колодок на осях прикреплены к суппорту 42, неподвижно установленному на картере 37 ведущего моста. Колодки стянуты пружинами 38 и прижаты передними концами к разжимному кулаку 39 так, что образуется зазор между накладками и тормозным барабаном в расторможенном состоянии.

При торможении колодки раздвигают и прижимают их к барабану поворотом разжимного кулака с помощью рычага 41 тормозной камеры 40, в которую поступает сжатый воздух из пневмосистемы привода тормозов.

На рис. 62 приведена пневмосистема привода тормозов одноосного тягача МоАЗ-546П.

Пневмосистема привода тормозов одноосного тягача МоАЗ-546П
Рис. 62. Пневмосистема привода тормозов одноосного тягача МоАЗ-546П: 1 - стеклоочиститель, 2 - компрессор, 3 - регулятор давления, 4 - кран, 5 - камера, 6 - сливной кран, 7 - пневмобаллоны, 8 - клапан, 9 - предохранительный клапан, 10 — пневмокамера механизма включения сцепления, 11 — следящий механизм включения сцепления, 12 - звуковой сигнал

Сжатый воздух от компрессора 2 подается в пневмобаллоны 7, которые поддерживают постоянный объем сжатого воздуха в системе. От баллонов воздух подается к тормозному крану 4. При нажатии на педаль управления тормозами кран 4 открывает доступ сжатого воздуха к тормозным камерам 5 передних колес, а в пневмолинии, ведущей к воздухораспределительному клапану 8, снижается давление. Клапан 8 из соединенного с ним баллона 7 перепускает сжатый воздух в камеры 5 задних колес тягача.

Такая система привода позволяет в случае обрыва воздухопроводов, подведенных к задним колесам, автоматически их затормозить, так как резко падает давление в пневмолинии, идущей к клапану 8. При отпущенной педали воздух из трубопроводов колесных тормозов стравливается через тормозной кран и воздухораспределительный клапан в атмосферу.

Компрессор (рис. 63) расположен на двигателе. Вал 15 компрессора приводится во вращение клиновым ремнем, соединяющим коленчатый вал двигателя со шкивом 1. При движении поршня 5 вниз в цилиндрах создается разрежение, под действием которого открываются пластинчатые впускные клапаны 9 и воздух поступает в цилиндры компрессора. Когда поршень поднимается, воздух сжимается и через нагнетательные клапаны 8 подается в систему.

Компрессор
Рис. 63. Компрессор: 1 - шкив, 2, 14 - передний и задний подшипники коленчатого вала, 3 - блок цилиндров, 4 - шатун, 5 - поршень, 6 - палец, 7 - головка блока цилиндров, 8, 9 - клапаны, 10 - шток впускного клапана, 11 - плунжер впускного клапана, 12 - регулятор давления, 13 - втулка с пружиной, 15 - вал

В головке блока цилиндров размещено разгрузочное устройство, соединенное с регулятором давления 12. При достижении в пневмобаллонах давления 0,7...0,75 МПа воздух через регулятор проходит в разгрузочное устройство и поднимает плунжеры 11 и штоки 10, которые открывают клапаны 9. Подача воздуха в пневмосистему прекращается, так как при открытых клапанах 9 воздух свободно перетекает из цилиндра в цилиндр.

При снижении давления в системе до 0,65...0,68 МПа срабатывает регулятор давления и выпускает воздух из разгрузочного устройства. Клапаны 9 закрываются, и воздух снова нагнетается в систему.

Смазывается компрессор частично от гидролинии двигателя. Через уплотняющую втулку 13 по сверлениям вала 15 и шатунов 4 масло поступает к шатунным подшипникам и поршневому пальцу 6. Подшипники 2, 14 смазываются разбрызгиванием. Охлаждаются блок 3 и головка 7 от общей системы водяного охлаждения двигателя.



Возврат к списку