Тормоза гусеничных тракторов

Тормоза гусеничных тракторов

Тормоза гусеничных тракторов

Тормоза применяют в базовых машинах для снижения скорости движения, остановки и их удерживания в неподвижном состоянии на ровной поверхности и уклоне. В гусеничных тракторах тормоза используют в механизмах управления поворотом.

Гусеничные и колесные тракторы оборудуют рабочими и стояночными тормозами. Рабочие тормоза обеспечивают остановку, снижение скорости или поворотные движения машин при выполнении рабочих операций, стояночные тормоза — затормаживают машину на ровной площадке или уклоне при работающем или выключенном двигателе.

Каждый тормоз состоит из тормозного устройства и механизма управления им.

По месту расположения различают трансмиссионные и колесные тормоза. Трансмиссионный тормоз устанавливают в трансмиссии или силовой передаче трактора (после коробки передач на ведущем мосту у колесных машин, в коробке передач или после главной передачи — у гусеничных). Колесный тормоз размешают непосредственно в ступицах колес.

По конструкции различают ленточные, колодочные и дисковые тормоза. В гусеничных тракторах в основном применяют ленточные тормоза, в колесных — колодочные и дисковые.

Гусеничные тракторы снабжены левым и правым трансмиссионными бортовыми тормозами ленточного типа, выполняющими при парном включении роль рабочих тормозов, при фиксации одного из тормозов — стояночного.

Колесные тракторы и тягачи оборудованы рабочими колесными тормозами, расположенными в ступицах колес, и стояночными трансмиссионными тормозами, установленными преимущественно на выходном валу коробки передач.

Тормоза гусеничных тракторов. На гусеничных тракторах применяют ленточные тормоза двух типов: простой и плавающий.

Ленточный тормоз гусеничного трактора и схема работы
Рис. 59. Ленточный тормоз гусеничного трактора (а) и схема работы (б): 1 - накладка, 2 - лента, 3, 9, 10 - пружины, 4 - вилка, 5 - серьга, 6 - коромысло, 7 - тяга, 8 - гайка, 11 - вал, 12 - барабан, 13 - винтовой упор, 14 - контргайка, 15 - корпус моста, 16 - педаль

Простой ленточный тормоз гусеничного трактора показан на рис. 59. На шлицах входного вала 11 конечной передачи установлен тормозной барабан 12, который одновременно служит ведомой частью фрикционной муфты поворота. Тормозная лента 2 охватывает снаружи барабан 12. Она представляет собой стальную ленту, к внутренней стороне которой приклепаны фрикционные накладки 1. Одной стороной лента шарнирно прикреплена к вилке 4, другой шарнирно связана серьгой 5 с коромыслом 6. Коромысло соединено с тормозной педалью на пульте управления с помощью тяги 7. длину которой можно регулировать. Оттяжные пружины 3 и 10 отводят ленту от тормозного барабана при выключенном тормозе. В днище корпуса 15 моста установлен винтовой упор 13, который фиксируют контргайкой 14. Упор ограничивает провисание ленты вниз, устанавливает зазор между лентой и барабаном и не допускает смещения ленты поперек барабана. Тормоз включают следующим образом. При нажатии на тормозную педаль 16 тяга 7 перемещается по направлению, показанному стрелкой, коромысло 6 поворачивается на угол 10...20°, серьга 5 перемещает конец ленты 2, затягивая ее на барабане 12. Барабан и связанная с ним через конечный редуктор ведущая звездочка останавливаются. Гусеница затормаживается, и движение трактора прекращается. При отпуске тормозной педали оттяжные пружины отводят ленту 2 от барабана 12 и он продолжает вращаться, передавая движение гусеничной ленте.

Простой ленточный тормоз применяют на гусеничном тракторе Т-130М. Такой тип тормоза обеспечивает интенсивное торможение при вращении барабана против часовой стрелки.

Нормальный зазор между тормозной лентой и барабаном должен быть в пределах 1,5...2 мм. По мере изнашивания фрикционных накладок тормозной ленты в процессе работы нормальный зазор восстанавливают, завинчивая регулировочную гайку 8 на вилке 4.

Плавающий тормоз гусеничного трактора типа ДТ-75 представлен на рис. 60. Тормозной барабан 1 установлен на валу конечного редуктора. Барабан охватывает тормозная лента 2 с фрикционными накладками. Тормозом управляют с помощью передаточного механизма 4, продольной тяги 5 и тормозной педали 6.

Плавающий тормоз с механизмом управления гусеничным трактором
Рис. 60. Плавающий тормоз с механизмом управления гусеничным трактором: а — устройство, б — схема работы- 1 — барабан, 2 — лента, 3 — гайка, 4 — передаточный механизм, 5 — тяга, 6 — педаль, 7 — сектор, 8 — кронштейн, 9, 11 — пружины, 10 — фиксатор, 12 — корпус моста, 13 — винт

Педаль шарнирно установлена на кронштейне 8 и постоянно отжимается в вертикальное положение пружиной 9. При нажатии на педаль кронштейн поворачивается на угол а и затягивает с помощью передаточного механизма ленту на тормозном барабане. Зазор между лентой и барабаном регулируют гайкой 3. Регулировочный винт 13 удерживает ленту от провисания.

Педаль тормоза в заторможенном состоянии можно фиксировать сектором 7. Для этого при отжатом вперед положении педали 6 сектор поднимают до упора его впадинами в фиксатор 10. В таком положении тормоз фиксирует машину на стоянке, выполняя роль стояночного тормоза.

При нажатии на педаль 6 по часовой стрелке оба конца ленты натягиваются, передавая равномерное тормозное усилие на барабан при его вращении в любую сторону.

Плавающими тормозами оборудованы гусеничные тракторы типа ДТ-75 и Т-4АП2.

Тормоза регулируют следующим образом. Педаль правого тормоза фиксируют сектором в заторможенном состоянии. Регулируя длину тяги 5 и затягивая гайку 3, прижимают ленту к тормозному барабану. При возвращении педали назад она должна устанавливаться вертикально. До упора затягивают винт 13 и затем вывертывают его на 1...1,5 оборота. В таком положении фиксируют винт контргайкой. Аналогичным образом регулируют и левый тормоз, устанавливая его педаль вертикально также, как педаль правого тормоза.



Возврат к списку