Соединительные валы базовых тракторов

Соединительные валы базовых тракторов

Соединительные валы базовых тракторов

Соединительные валы служат для передачи крутящего момента двигателя механизмам базового трактора, оси входных валов которых смещены или расположены под некоторым углом один к другому. Несоосность валов механизмов трактора в ряде случаев обусловлена конструкцией из-за необходимости расположить сборочные единицы на определенном расстоянии. Несоосность возникает при недостаточной точности изготовления и сборки, изменении расположения сборочных единиц в процессе эксплуатации, в результате деформации рам, отжатия кронштейнов и других элементов крепления агрегатов. Если механизмы трактора соединены валами, то снижаются вредные внутренние напряжения сборочных единиц, деталей и повышается их долговечность.

В базовых тракторах валы могут соединять двигатель с коробкой передач (у гусеничных тракторов типа ДТ-75, Т-180Г, Т-330), двигатель с редуктором привода генератора и раздаточным редуктором (у гусеничного трактора ДЭТ-250М), коробку передач с ведущими мостами (у трактора Т-330, одноосного тягача МоАЗ-546П).

Различают одинарные и двойные валы соответственно с одним и двумя шарнирами, а также с упругими и жесткими шарнирами. В базовых тракторах применяют преимущественно соединительные двухшарнирные валы с упругими и жесткими шарнирами. Валы с жесткими шарнирами называют карданными.

Соединительный вал с упругими шарнирами
Рис. 16. Соединительный вал с упругими шарнирами: 1, 8 — валы, 2, 10 — втулки, 3 — головки шарниров, 4 — соединительный болт, 5-7, 11 — вилки. 9 — шлицевое соединение, 12 — шкив тормозка

Соединительные валы с двумя упругими шарнирами (рис. 16) широко применяют в тракторах типа ДТ-75. Вал состоит из двух частей, связанных между «собой шлицевым соединением 9 для компенсации возможных осевых смещений муфты сцепления и коробки передач. Передняя вилка 11 установлена на шлицах вала 1 муфты сцепления. Задняя вилка 7 связана с входным валом 8 коробки передач. Каждая вилка состоит из шлицевой втулки и плоского фланца с отверстиями, расположенными под углом 180°. Двумя соединительными болтами каждая вилка соединена с передней и задней головками 3 упругого шарнира. Головка представляет собой два одинаковых штампованных диска, соединенных сваркой или клепкой. В цилиндрические гнезда каждой головки запрессованы четыре эластичные втулки 2. изготовленные из морозостойкой резины на металлическом сетчатом каркасе изнутри и прорезиненном слое ткани снаружи. В эластичные втулки запрессованы стальные втулки с выступающими поясами, на которые надеты вилки. Ведущую 5 и ведомую 6 вилки с противоположных сторон крепят к головкам 3 соединительными болтами с гайками. Таким образом, каждая пара вилок (передняя и ведущая, ведомая и задняя) соединена с головкой попарно крестообразно под углом 90°. Соединительный вал не регулируют.

Соединительные валы с жесткими шарнирами — карданные валы — (рис. 17) используют для передачи крутящего момента от двигателя к механизмам трансмиссии. Они допускают большее осевое и угловое (до 15°) смещение соединяемых механизмов трансмиссии. На тракторах применяют одинаковые по конструкции карданные валы. Различаются они размерами деталей (в зависимости от передаваемого крутящего момента) и расстоянием между соединяемыми агрегатами.

Карданный вал с жесткими шарнирами
Рис. 17. Карданный вал с жесткими шарнирами: 1, 9 — фланцы, 2 — крестовина, 3, 7 — уплотнения, 4 — подшипник, 5, 8 — валы, 6 — шлицсвое соединение, 10 — масленка, 11, 12 — крышки, 13 — болт, 14 — заглушка

Карданный вал состоит из двух жестких шарниров с равными угловыми скоростями и вилок, соединенных между собой шлицевым соединением. Чтобы в него не попадали пыль и грязь, с одной стороны оно закрыто заглушкой, с другой — уплотнением 7 с поджимной крышкой 11.

Фланец 1 с вилкой соединен с ведущей вилкой 5 крестовиной 2, снабженной четырьмя игольчатыми подшипниками 4. Вилки расположены между собой под углом 90°. Аналогичным образом связаны между собой ведомая вилка вала 8 с ведомым фланцем 9.

Устройство карданных шарниров одинаковое (рис. 18). Вилки 1 и 4 соединены попарно крестовиной 8. На каждый носок крестовины надеты уплотнение 9 и игольчатый подшипник 7 со стаканом. Закреплены подшипники стопорными кольцами 5 или крышками 10. Крепление подшипников крышками более удобно для эксплуатации. В теле крестовины предусмотрены взаимно перпендикулярные сверления для смазывания подшипников. Шарниры смазывают через масленку 3. Излишки смазочного материала выходят через предохранительный клапан 6.

Карданные валы не регулируют.

Карданный шарнир с креплением подшипников стопорными кольцами (а) и крышками (б)
Рис. 18. Карданный шарнир с креплением подшипников стопорными кольцами (а) и крышками (б): 1 — фланец, 2 — болт, 3 — масленка, 4 — вилка, 5 — пружинное кольцо, 6 — клапан, 7 — подшипники, 8 — крестовина, 9 — уплотнение, 10 — крышка


Возврат к списку