Система смазки двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12. Часть 2.

Система смазки двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12. Часть 2.

Система смазки двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Привод распределителя зажигания и масляного насоса

Привод распределителя зажигания двигателя ЗМЗ-53-11 и масляного насоса состоит из корпуса 1 (рис. 7), в который запрессованы две втулки из листовой бронзы. Во втулках вращается валик 2, на одном конце которого имеется прорезь для хвостовика валика распределителя зажигания. Прорезь смещена относительно оси валика, благодаря чему распределитель может быть установлен только в одном положении. На этот конец валика привода напрессована и закреплена штифтом направляющая втулка.

Привод распределителя зажигания и масляного насоса двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 7. Привод распределителя зажигания и масляного насоса двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - корпус привода, 2 - валик привода, 3 и 4 - упорные шайбы, 5 - ведомая шестерня привода, 6 - пружинное кольцо, 7 - стопорное кольцо, 8 - валик привода масляного насоса, 9 - штифт

На нижнем конце валика закреплена штифтом ведомая шестерня 5. Ведущая шестерня находится на распределительном валу.

Между торцом корпуса привода и ведомой шестерней устанавливаются две упорные шайбы, стальная 3 и из алюминиевого сплава 4.

В нижнем торце валика привода распределителя имеется шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик привода масляного насоса. Нижний конец шестигранного валика свободно входит в шестигранное отверстие в торце валика масляного насоса.

Корпус привода устанавливается на блоке через паронитовую прокладку и крепится специальной вилкой. В верхней части корпуса имеется прилив с резьбовым отверстием для крепления распределителя зажигания.

Редукционный клапан служит для поддержания определенного давления масла в системе. Он расположен в крышке масляного насоса. На торец плунжера 6 (рис. 8) действует давление масла и плунжер, преодолевая усилие пружины 3, перемещается. Когда плунжер откроет перепускное отверстие 7, излишнее масло перепускается через отверстие во всасывающую полость масляного насоса. При дальнейшем увеличении количества масла, подаваемого насосом, что происходит при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя, плунжер еще больше сжимает пружину и проходное сечение сливного отверстия увеличивается. По мере износа двигателя расход масла через подшипники увеличивается, давление в системе поддерживается примерно на том же уровне, но количество масла, сливаемого через редукционный клапан, уменьшается.

Редукционный клапан двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 8. Редукционный клапан двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - пробка клапана, 2 - прокладка пробки, 3 - пружина, 4 - крышка масляного насоса, 5 - разгрузочное отверстие, 6 - плунжер, 7 - перепускное отверстие

В полость за плунжером просачивается масло. Чтобы оно не препятствовало перемещению плунжера, в клапане выполнено разгрузочное отверстие 5.

Редукционный клапан регулировке не подлежит.

Загорание контрольной лампочки на щитке приборов свидетельствует о падении давления масла в двигателе.

Допускается загорание контрольной лампочки на малой частоте вращения холостого хода. В случае исправности системы смазки двигателя при повышении частоты вращения коленчатого вала лампочка гаснет.

Фильтр масляный полнопоточный (рис. 9) смонтирован на проставке на передней части впускной трубы. Масло к фильтру подается из масляного насоса по каналу в блоке и специальной трубке. Фильтр состоит из корпуса, выполненного из двух частей 1 и 14, стержня 12, трубки 6 и фильтрующего элемента 5. В проставке 16 фильтра расположен перепускной клапан, который при засорении фильтрующего элемента пропускает масло помимо фильтра в масляную магистраль.

Масляный фильтр двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 9. Масляный фильтр двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - корпус фильтра (верхняя часть)- 2 -пружина- 3 - опорная шайба- 4 - уплотнительное кольцо- 5 - фильтрующий элемент- 6 - трубка корпуса фильтра- 7 - пробка перепускного клапана- 8 - прокладка корпуса фильтра- 9 - прокладка перепускного клапана- 10 - пружина перепускного клапана- 11 - шарик перепускного клапана- 12 - стержень масляного фильтра- 13 - прокладка фильтрующего элемента- 14 - корпус фильтра (нижняя часть)- 15 - прокладка проставки верхня- 16 - проставка фильтра- 17 - шайба- 18 - соединительная гайка- 19 - уплотнительная прокладка- 20 - соединительный штуцер- 21 - уплотнительная прокладка- 22 - уплотнительное кольцо

Масляный радиатор двигателя ЗМЗ-53-11 состоит из шести трубок охлаждения с припаянными к ним охлаждающими пластинами. Трубки радиатора расположены в один ряд. Охлаждающие трубки впаяны в донышки бачков радиатора, к которым припаяны патрубки подачи и отвода масла. Соединение радиатора с двигателем осуществляется резиновыми штангами. На впускной магистрали масляного радиатора установлен предохранительный клапан и краник выключения радиатора. При движении в тяжелых условиях (грязь, бездорожье и т.п.), а также при температуре окружающего воздуха выше 20°С необходимо включать масляный радиатор, при этом рукоятка запорного краника должна быть направлена вдоль оси краника.

Предохранительный клапан. Предохранительный клапан состоит из корпуса 5 (рис. 10), шарика 6, пружины 4 и пробки 3. Предохранительный клапан при малых давлениях масла автоматически отключает радиатор и направляет все масло для смазки трущихся деталей двигателя. Клапан открывается при давлении 80-90 кПа (0,8-0,9 кгс/см2). Таким образом, при малых давлениях в масляной магистрали радиатор отключен, и все масло идет на смазку трущихся деталей. Если давление в масляной магистрали выше 100 кПа (1 кгс/см2), клапан открывается полностью, и масло поступает в радиатор.

Предохранительный клапан и краник масляного радиатора двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 10. Предохранительный клапан и краник масляного радиатора двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - краник запорный, 2 - прокладка пробки клапана, 3 - пробка клапана, 4 - пружина клапана, 5 - корпус клапана, 6 - шарик клапана, 7 - блок цилиндров

Уход за системой смазки двигателя ЗМЗ-53-11.

Уход за системой смазки заключается в ежедневной проверке уровня масла в картере двигателя, замене отработавшего масла в картере, смене фильтрующего элемента и периодической проверке давления в системе смазки контрольным манометром.

Проверка давления масла производится следующим образом. Вместо датчика аварийного давления масла устанавливается контрольный манометр и по нему определяется действительное давление масла в системе.



Возврат к списку