Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12 (рис. 12) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.

Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя ЗМЗ-53-11 (температура охлаждающей жидкости 80-90 °С) и ускорения его прогрева в системе охлаждения установлены автоматически действующий термостат и жалюзи, управляемые водителем. Датчик термостата обеспечивает начало его открытия при температуре 78 °С.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 12. Система охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - радиатор, 2 - датчик сигнализатора перегрева жидкости в радиаторе, 3 - водяной насос, 4 - перепускной шланг, 5 - выпускной патрубок, 6 - термостат 7 - датчик указателя температуры жидкости, 8 - штуцер, 9 - водяная рубашка блока цилиндров, 10 - подводящий шланг, 11 - сливной краник, 12 - вентилятор, 13 - жалюзи

Водяной насос (рис. 13) - центробежного типа.

Полость насоса, в которой циркулирует охлаждающая жидкость, отделена от полости, в которую вмонтированы подшипники, резиновым самоподжимным сальником с уплотняющей шайбой из графитосвинцовой композиции. В углубление крыльчатки устанавливаются пружина 8, латунные обоймы 9 и 10, манжета 11, уплотняющая шайба 12 и запираются кольцом 13.

Вода, просачивающаяся через сальник, стекает наружу через отверстие 7 в корпусе.

Подшипники смазываются через пресс-масленку, ввернутую в корпус насоса, до тех пор, пока смазка не покажется в контрольном отверстии 4.

Водяной насос двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 13. Водяной насос двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - ступица вентилятора, 2 - валик, 3 - корпус, 4 - контрольное отверстие выхода смазки из корпуса, 5 - пресс-масленка, 6 - крыльчатка, 7- контрольное отверстие для выхода воды при течи сальника, 8 - пружина, 9 и 10 - обоймы сальника, 12 - шайба сальника, 13 - запорное кольцо сальника

Вентилятор - шестилопастный, клепаный, состоит из двух крестовин, между которыми вклепаны лопасти.

Вентилятор статически сбалансирован.

Водяной насос и вентилятор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем. Натяжение этого ремня осуществляется специальным натяжным устройством.

Натяжное устройство (рис. 14). Для натяжения ремня привода вентилятора и водяного насоса необходимо ослабить гайку 3 фиксации кронштейна и гайку 4 крепления кронштейна, произвести натяжение ремня рукояткой кронштейна и затянуть обе гайки. Прогиб ремня вентилятора под усилием 4 даН (4 кгс) должен быть 10-15 мм. При слабом натяжении ремня возможна его пробуксовка, перегрев и расслоение. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание и разрушение самого ремня.

Натяжное устройство системы охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 14. Натяжное устройство системы охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - ролик, 2 - кронштейн ролика, 3 - фиксирующая гайка, 4 - гайка крепления кронштейна

Натяжной ролик (рис. 15). Внутренний подшипник снабжен сальником. При установке этого подшипника сальник должен быть обращен в сторону кронштейна.

При сборке полость подшипников и крышка ступицы ролика заполняются смазкой Литол-24.

Натяжной ролик системы охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 15. Натяжной ролик системы охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: 1 - кронштейн натяжного ролика, 2 - шкив натяжного ролика, 3 - ступица шкива, 4 - крышка натяжного ролика, 5 - подшипники, 6-ось ролика

Пробка радиатора (рис. 16) закрывает систему охлаждения герметически. Пробка имеет два предохранительных клапана - паровой и воздушный.

Паровой клапан предохраняет радиатор от возможного разрушения в случае чрезмерного повышения давления пара при перегревах двигателя. Пар после открытка клапана отводится через отводную трубку. Воздушный клапан предохраняет радиатор от смятия атмосферным давлением при падении давления в системе, вследствие остывания жидкости и конденсации паров. При этом воздух преодолевает усилие пружины 9, открывает клапан и проходит в радиатор.

Паровой клапан отрегулирован на избыточное давление в системе 45-60 кПа (0,45-0,6 кгс/см2). При таком давлении температура воды в системе может достигнуть 109-111 °С без закипания.

Воздушный клапан отрегулирован на разрежение в системе 1-10 кПа (0,01-0,10 кгс/см2).

Пробка радиатора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12
Рис. 16. Пробка радиатора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-53-11 автомобиля ГА3-53-12: А - избыточное давление в радиаторе, работает паровой клапан- Б - в радиаторе разрежение, работает воздушный клапан
1 - стойка пробки, 2 - крышка, 3 - пластинчатая пружина, 4 - пружина парового клапана, 5 - чашка парового клапана, 6 - прокладка, 7 - заливная горловина радиатора, 8 - прокладка воздушного клапана, 9 - пружина воздушного клапана, 10 - седло клапана, 11 - контрольная трубка радиатора

Жалюзи состоят из каркаса, шарнирно закрепленных в нем створок и механизма поворота и управления створками, состоящего из системы рычагов, тяг и рукоятки. При вдвинутой рукоятке, размещенной в кабине автомобиля, створки открыты, и воздух свободно проходит через радиатор охлаждения. При выдвинутой рукоятке створки плотно закрывают проход воздуха. Рукоятка и створки жалюзи могут устанавливаться в любом промежуточном положении, регулируя, таким образом, степень охлаждения радиатора.



Возврат к списку


КУПИТЬ сертификат качества текстильной продукцииполучить сертификат качества текстильной продукции . http://uprav.ru/gkh/ курсы менеджеров жкх.