Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Сборка двигателя. Часть 2.

Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Сборка двигателя. Часть 2.

Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Сборка двигателя.

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

11. Надеть стальную упорную шайбу на носок коленчатого вала.

12. Установить в паз сегментную шпонку шестерни коленчатого вала и напрессовать шестерню до упора с помощью приспособления 16-У-236817.

13. Проверить осевой зазор коленчатого вала. Для проверки необходимо отжать коленчатый вал к заднему концу двигателя и с помощью щупа определить зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки (рис. 58). Зазор должен быть в пределах 0,075 - 0,175 мм.

Двигатель ЗМЗ-53-11. Проверка осевого зазора коленчатого вала
Рис. 58. Двигатель ЗМЗ-53-11. Проверка осевого зазора коленчатого вала.

14. Произвести подсборку шатунно-поршневой группы:

  • а) подобрать поршни по гильзам-
  • б) подобрать поршневые пальцы к шатунам так, чтобы при нормальной комнатной температуре слегка смазанный палец плавно перемещался в отверстии верхней головки шатуна под легким усилием большого пальца (рис. 59). Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня. Подбирать пальцы из другой группы не разрешается-
  • Двигатель ЗМЗ-53-11. Подбор поршневого пальца к шатуну
    Рис. 59. Двигатель ЗМЗ-53-11. Подбор поршневого пальца к шатуну.

  • в) на специальном приспособлении произвести сборку шатуна, поршня и пальца.
  • Перед сборкой поршень должен быть нагрет в горячей воде до температуры 70°С. Запрессовка пальца в холодный поршень не допускается, так как это может привести к повреждению поверхности отверстий бобышек поршня, а также к деформации самого поршня.

    Шатуны и поршни перед сборкой должны быть сориентированы следующим образом: обозначение детали на шатуне и надпись ПЕРЕД на поршнях для 1, 2, 3, 4 цилиндров должны быть направлены в разные стороны, а для 5, 6, 7, 8 цилиндров надпись на поршне и номер на шатуне должны быть направлены в одну сторону (рис. 60)-

  • г) установить стопорные кольца поршневых пальцев в канавки бобышек поршней таким образом, чтобы отгиб усика кольца был направлен наружу-
  • д) подобрать по гильзам поршневые кольца. Зазор, замеренный в стыке кольца, установленного в гильзу, должен быть 0,3 - 0,6 мм для компрессионных колец (см. рис. 45). Для колец, бывших в эксплуатации, зазор следует выдерживать по нижнему пределу-
  • е) с помощью специального приспособления надеть на поршни поршневые кольца. В верхнюю канавку устанавливается хромированное компрессионное кольцо, во вторую - луженое. Компрессионные кольца своей внутренней выточкой устанавливаются к днищу поршня. Все кольца должны свободно перемещаться в своих канавках.

15. Вставить поршни с шатунами в сборе в гильзы цилиндров:

  • а) перед установкой необходимо тщательно протереть салфеткой постели шатунов, шатунные вкладыши и шатунные шейки коленчатого вала. Установить в нижние головки шатунов вкладыши шатунных подшипников. Прилегание вкладыша к гнезду должно быть плотным. Попадание между вкладышем и шатуном масла, пыли и инородных частиц не допускается-
  • б) установить коленчатый вал в положение, соответствующее нижней мертвой точке в том цилиндре, куда устанавливается поршень-
  • в) развести замки поршневых колец как указано ранее в разделе "Кривошипно-шатунный механизм", надеть на шатунные болты предохранительные латунные колпачки, смазать чистым маслом вкладыши, поршень, шатунную шейку коленчатого вала и гильзу цилиндра и с помощью оправки установить поршень в цилиндр (рис. 61).
  • Двигатель ЗМЗ-53-11. Установка поршня с кольцами в цилиндр
    Рис. 61. Двигатель ЗМЗ-53-11. Установка поршня с кольцами в цилиндр.

    Перед установкой поршней необходимо убедиться в том, что номер, выбитый на шатуне, соответствует номеру цилиндра, а надпись на поршне ПЕРЕД направлена к переднему торцу блока-

  • г) подтянуть шатун за нижнюю головку к шатунной шейке, снять с болтов предохранительные колпачки, надеть крышку шатуна, проверив соответствие номеров крышки и шатуна. Крышку необходимо ставить таким образом, чтобы фиксирующие усики вкладышей были направлены в одну сторону-
  • д) затянуть гайки шатуна динамометрическим ключом с моментом 6,8 - 7,5 даН·м (6,8 - 7,5 кгс·м) и законтрить их.
  • Затяжку стопорной гайки необходимо производить путем ее поворота на 1,5 - 2 грани от положения соприкосновения торца стопорной гайки с торцом основной гайки или моментом 0,3 - 0,5 даН·м (0,3 - 0,5 кгс·м).

Таким же образом установить остальные поршни.

16. Произвести подсборку распределительного вала:

  • а) надеть на передний конец распределительного вала распорное кольцо и упорный фланец, установить в паз сегментную шпонку шестерни распределительного вала-
  • б) напрессовать шестерню распределительного вала до упора в распорное кольцо-
  • в) установить балансир эксцентрика и эксцентрик привода бензинового насоса и закрепить болтом с шайбой-
  • г) с помощью щупа, введенного между упорным фланцем и ступицей шестерни распределительного вала, измерить осевой зазор распределительного вала (рис.62) Зазор должен быть в пределах 0,10 - 0,2 мм.
  • Двигатель ЗМЗ-53-11. Проверка осевого зазора распределительного вала
    Рис. 62. Двигатель ЗМЗ-53-11. Проверка осевого зазора распределительного вала.

17. Вставить подсобранный распределительный вал в блок цилиндров, предварительно смазав опорные шейки чистым моторным маслом.

При зацеплении шестерен газораспределения зуб шестерни коленчатого вала с меткой 3 должен войти во впадину зубьев шестерни распределительного вала, отмеченную риской (рис. 63). Замену шестерен необходимо производить комплектно, так как они подбираются на заводе по боковому зазору и шуму при работе. Боковой зазор в зацеплении должен быть в пределах 0,03 - 0,08 мм.

Двигатель ЗМЗ-53-11. Установка шестерен распределителя
Рис. 63. Двигатель ЗМЗ-53-11. Установка шестерен распределителя.

18. Через отверстие в шестерне привода распределительного вала при помощи торцового ключа привернуть упорный фланец к блоку двумя болтами с пружинными шайбами.

19. Надеть на шейку коленчатого вала маслоотражатель выпуклой стороной к шестерне.

20. Надеть крышку распределительных шестерен на шпильки ее крепления, предварительно надев на них прокладку крышки. Крышка должна быть сцентрирована по переднему концу коленчатого вала при помощи специальной конусной оправки (рис. 64). Надеть на передний конец коленчатого вала оправку, поддать крышку распределительных шестерен к блоку цилиндров при помощи храповика и затянуть гайками.

Двигатель ЗМЗ-53-11. Центрирование переднего сальника коленчатого вала с помощью приспособления 5-У-27685
Рис. 64. Двигатель ЗМЗ-53-11. Центрирование переднего сальника коленчатого вала с помощью приспособления 5-У-27685.

21. Снять центрирующую оправку, напрессовать ступицу шкива до упора, используя приспособление 16-У-236817, совместив шпоночные пазы на валу и ступице, вложить в паз спец. резиновую пробку для уплотнения паза и запрессовать призматическую шпонку.

22. Привернуть шкив коленчатого вала к ступице.

23. Ввернуть в носок коленчатого вала храповик с пружинной шайбой.

24. Установить на блок цилиндров маслоприемник с уплотнительной прокладкой трубки маслоприемника и закрепить его при помощи гайки с пружинной шайбой.

25. Установить масляный картер с прокладкой на блок цилиндров и затянуть гайки его крепления. Места стыков держателя заднего сальника и крышки распределительных шестерен с блоком смазать герметиком.

Продолжение статьи смотреть здесь: часть 3


Возврат к списку


Серийное производство стендов.