Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Очистка деталей.

Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Очистка деталей.

Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Очистка деталей.

Детали разобранного двигателя ЗМЗ-53-11 должны быть тщательно очищены от смазки, смол, нагара, грязи, которые могут скрыть дефекты деталей. Очистка деталей необходима для подготовки их к дальнейшей работе, так как наличие песка, грязи и абразивных частиц является главной причиной износа деталей двигателя ЗМЗ-53-11.

Очистка деталей может быть произведена несколькими способами в зависимости от существующего оборудования.

Существует пять основных способов очистки:

  • ручная-
  • холодноструйная-
  • промывка в горячей жидкости-
  • промывка в холодной жидкости-
  • пароструйная очистка.

Ручная очистка производится при индивидуальном способе ремонта. Очистку деталей производят с помощью керосина или растворителя волосяными или мягкими проволочными щетками и специальными ручными скребками.

Холодноструйная очистка. При этом способе двигатель и его детали опрыскивают под давлением очищающим химическим составом, нагнетаемым из специального напорного бачка. Химический состав размягчает грязь, масло и нагар и ослабляет сцепление их с металлом. Затем грязь и загустевшую смазку смывают водой из шланга.

Промывка в горячей жидкости. При этом способе очистки детали двигателя погружают на некоторое время в горячий моющий раствор. Перемещение жидкости или самих деталей делает мойку более эффективной. Детали после мойки должны быть ополоснуты водой из шланга под большим давлением.

Промывка в холодной жидкости. В этом случае для мойки деталей применяется холодные моечные растворы. Чаще всего этот способ применяется для обезжиривания я удаления нагара с мелких деталей, например, с деталей топливных насосов и карбюраторов.

При пароструйной очистке пар используется дня создания давления и нагрева очищающего раствора. Сам пар не является эффективным средством очистки.

Следует помнить, что нельзя промывать в щелочных растворах детали, изготовленные из алюминиевого сплава (блок цилиндров, головки цилиндров, поршни и т.д.), так как эти растворы разъедают алюминий.

Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующее растворы:

  • для алюминиевых деталей:
    сода (Na2СO3) - 18,5 г,
    мыло (зеленое или хозяйственное) - 10,0 г,
    жидкое стекло - 8,5 г,
    вода - 1 л-
  • для остальных и чугунных деталей:
    каустическая сода (NaOH) - 25,0 г,
    сода (Na2СO3) - 33,0 г,
    мыло (зеленое или хозяйственное) - 10,0 г,
    жидкое стекло - 8,5 г,
    вода - 1 л.

Помещение, где моют детали, особенно керосином или бензином, должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.

Многие детали двигателя ЗМЗ-53-11 лучше всего чистить вручную. Нагар обычно очищается ручным скребком или проволочной щеткой. Следует помнить, что в нагаре содержатся очень ядовитые вещества, поэтому детали, покрытые нагаром, необходимо промывать в керосине.

Проволочную щетку применяют для очистки головок цилиндров, верхней части блока цилиндров, днища поршней и т.д. Для привода щеток применяют ручную дрель, рассчитанную на наибольший диаметр сверла 6,5 мм.

Клапаны. При очистке клапанов вращающейся проволочной щеткой их надо удерживать неподвижно. Нужно следить за тем, чтобы весь нагар, и, особенно, смола, были удалены, а не заполированы. Большие отложения нагара на головке клапана могут быть сняты большой отверткой или специальным скребком.

Направляющие втулки клапанов требуют очень тщательной очистки. Нагар и смола, имеющиеся в направляющей втулке, приведут к отклонению оси стержня клапана, что нарушит работу клапанов. Небольшое количество оставшейся смолы может вызвать заедание клапана, что приведет к обгоранию поверхности клапана и его седла. Несколько капель растворителя смолы и нагара (например, ацетона), растворяя, облегчают их удаление.

Поршни предварительно необходимо опустить в керосин иди растворитель, а затем удалить нагар скребками или щетками. Особенно тщательно надо очищать от нагара канавки под поршневые кольца (рис. 40). Ширина скребков приспособления должна соответствовать ширине канавок поршня. При очистке надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить стенки кольцевой канавки. Очистку отверстий для слива масла производить при помощи сверла диаметром 2,5 мм.

Очистка канавок поршневых колец от нагара с помощью приспособления 5-У-27691
Рис. 40. Очистка канавок поршневых колец от нагара с помощью приспособления 5-У-27691

Коленчатый вал. Вывернуть все пробки грязеуловителей шатунных шеек (рис. 41) и удалить из них отложения при помощи проволочных щеток. Промыть и продуть сжатым воздухом масляные каналы и полости грязеуловителей, завернуть пробки с крутящим моментом 3,3-4,2 даН·м (3,8-4,2 кгс·м). Особенно важно прочистить эти отверстия к полости после ремонта коленчатого вала, так как попавшие в них частицы металла и абразивного материала могут быть занесены потоком масла в подшипники.

Вывертывание пробок грязеуловителей из коленчатого вала
Рис. 41. Вывертывание пробок грязеуловителей из коленчатого вала

Если такие частицы не удалить, то они, попав в подшипник, могут вызвать надиры как на Поверхности вкладыша, так и на шейке коленчатого вала.

Блок цилиндров. Вывернуть пробки масляных каналов и продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Очистить все привалочные поверхности от прилипших и порванных прокладок. Поверхность водяной рубашки блока цилиндров очистить от накипи и продуктов коррозии.

Головка цилиндров. Очистить от нагара и смол поверхности камер сгорания и газовых каналов при помощи проволочной щетки или ручного скребка. Масляный канал для смазки осей коромысел продуть сжатым воздухом. Очистить привалочные поверхности от прилипших частей прокладок.

Коромысла клапанов, оси коромысел. Прочистить мягкой проволокой и продуть сжатым воздухом смазочные отверстия в коромыслах, в регулировочных болтах и в осях коромысел.

Пружины клапанов, тарелки пружин и сухари. Пружины клапанов, тарелки пружин и сухари очищает в растворителе. В качестве растворителей нельзя использовать вещества, которые могут удалить краску, поскольку клапанные пружины окрашены для защиты от коррозии.

Трубки центробежного датчика, маслоприемника и бензопроводов. Все трубки двигателя очищаются в растворителе с последующей продувкой сжатым воздухом. По возможности трубки должны быть прочищены мягкой проволокой. После очистки отверстия трубок до установки их на двигатель должны быть закрыты заглушками или заклеены липким пластырем.



Возврат к списку