Радиотехнические средства связи, разведки и управления на шасси ЗИЛ-131. Часть 2.

Радиотехнические средства связи, разведки и управления на шасси ЗИЛ-131. Часть 2.

Радиотехнические средства связи, разведки и управления на шасси ЗИЛ-131

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

В кузовах К4-131 на четырех автомобилях ЗИЛ-131 устанавливался автоматизированный звукометрический разведывательный комплекс АЗК-7 (1Б33), разработанный в СКВ «Молния». Он служил для разведки огневых позиций артиллерии противника, определения данных для корректировки огня и передачи их на артиллерийские батареи на отдалении до 20 км. В его состав входили аппаратура топогеодезической привязки и обработки информации, вычислительный центр, приборы ночного видения, радиационной и химической разведки, устройства служебной и технической связи и даже автономная метеостанция. Источниками электроэнергии являлись внешняя сеть напряжением 220 В, собственный 27-вольтовый генератор постоянного тока и блок аккумуляторных батарей с системой их автоматического переключения.

Помимо вышеупомянутых станций на шасси ЗИЛ-131 монтировали оборудование командно-штабной машины Р-142М для обеспечения телефонной и радиосвязи в системе Внутренних войск МВД, подвижный радиоузел системы ПВО Р-146А «Зонтик» в кузове К6-131, ультракоротковолновую радиостанцию средней мощности Р-167 (развитие модели Р-137) в фургоне КУНГ-1М с двумя телескопическими мачтами с обеих сторон, модернизированные радиорелейные станции оперативного звена Р-404М3 и Р-404М4, смонтированные на трех и четырех автомобилях ЗИЛ-131 соответственно, и станцию тропосферной связи Р-444 «Эшелон», выпускавшуюся с 1981 года. По лицензии на станцию Р-405М, которая в СССР устанавливалась на автомобиль ГАЗ-66-05 с прицепом, в Венгрии выпускалась радиорелейная коротко- и ультракоротковолновая радиостанция R-405XN1 для связи между пунктами управления, смонтированная в кузове К-131 на шасси ЗИЛ-131Н. В армии ГДР служила собственная войсковая радиостанция R-1301 на базе ЗИЛ-131. В кузове КУНГ-1 МД монтировалось также оснащение кабины обработки информации, получаемой от мощной радиолокационной станции дальнего обнаружения 1Л117.

К мобильным средствам управления на шасси ЗИЛ-131 относились многочисленные командно-штабные машины (КШМ) разного уровня и разных родов войск. Среди них основными считаются многоцелевые КШМ со специальными кузовами К-131. К машинам первого поколения относились варианты МШ-1.131 офицерского звена и МШ-2.131 для размещения операторов штабов, работавшие в сцепе со специальными штабными прицепами ПШ-1 и ПШ-2 и выпускавшиеся до 1975 года. Их сменили штабные машины МШ-3.131 второго поколения с прицепами ПШ-3, а затем модели МШ-4 и МШ-5 в разных комплектациях, остававшиеся в производстве до 1983 года.

Командно-штабная машина в составе автомобиля МШ-1.131 и прицепа-фургона ПШ-1. 1969 год.
Командно-штабная машина в составе автомобиля МШ-1.131 и прицепа-фургона ПШ-1. 1969 год.

Для управления действиями самоходной, буксируемой и реактивной артиллерии в кузове К-131 оборудовалась КШМ 1В111 (9С77М) с рабочими местами начальника штаба, вычислителя и оператора. В ее комплект входили четыре радиостанции, радиоприемник, телефонные аппарат и коммутатор с аппаратурой засекречивания. Для совместной работы со стационарной радиолокационной станцией П-37 использовалась КШМ 1PЛ139 с кузовом КУНГ-1М. Подвижный пункт ПУ-1 (9С436-1) служил для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус». Он размещался на двух автомобилях с кузовами КУНГ-1М с дополнительной правой боковой дверью, одним двойным правым окном с открывавшейся верхней половиной и двумя окнами слева — двойным и одинарным глухим. В них располагались рабочие столы, первая советская электронно-вычислительная машина для расчета полетного задания, информационные табло, телеграфное печатающее устройство и коммутатор. Питание в полевых условиях осуществлялось от собственного переносного бензинового электроагрегата АБ-4, для выгрузки которого из машины служил специальный подъемник. В кузове К-131 базировался подвижный пункт ПУ-3М (9С77М) для управления артиллерийскими частями или машина боевого управления начальника штаба дивизиона буксируемой артиллерии.

Менее обширным, чем на ГАЗ-66, был набор различных войсковых аппаратных на ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и К1-131. В него входили комплексные аппаратные телеграфной связи П-238ТМ и П-241ТМ в разных кузовах, аппаратная уплотнения связи П-240ТМ в кузове КУНГ-1 для ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус», а также комлекс мобильных аппаратных уплотнения дальней связи П-257, выпускавшийся в семи вариантах разной специализации и с различным составом оборудования.

К машинам обеспечения работоспособности мощных средств связи, контроля и управления относилась мобильная телескопическая ферменная легкая опора или антенная машина ФЛ-95 «Сосна». С конца 1960-х годов она монтировалась на шасси ЗИЛ-131 с четырьмя длинными откидными опорами и выпускалась в нескольких исполнениях с одной, тремя и пятью секциями для развертывания антенно-фидерных устройств массой до 500 кг. Для этой цели служили подъемные гидроцилиндры с приводом от гидронасоса, получавшего крутящий момент от коробки отбора мощности автомобиля, или аварийный резервный ручной механизм подъема. В поднятом состоянии опора занимала площадку размерами 10x10 м и выдерживала уклоны до 3° и ветер, дувший со скоростью до 12 м/с. Для повышения ее устойчивости использовались дополнительные тросовые растяжки, обеспечивавшие опоре вертикальное положение на скорости ветра до 30 м/с и возможность работы на площади 30x30 м при уклоне до 5°. Установка «Сосна» была разработана и использовалась в основном для подъема приемо-передающих устройств станций тропосферной радиорелейной связи: односекционная мачта. Для станции Р-410-7,5, трехсекционная — станций Р-410-5,5 и Р-412Ф и пятисекционная — для станции Р-414-4. На мачтовых установках для юстировочных машин 9В21 и 9В914 зенитно-ракетных комплексов 2К11 «Круг» и 9К33 «Оса» на платформе между кабиной и мачтой располагалось дополнительное контрольное оборудование. Габаритные размеры самой высокой пятисекционнной опоры в транспортном положении — 8400x2500x3350 Модернизированная установка ФЛ-95М «Сосна-М» базировалась на автомобиле ЗИЛ-131Н, а опытную телескопическую пятисекционную опору ФЛ-95МА «Сосна-2М» на том же шасси предполагалось использовать в составе пунктов управления зенитно-ракетными комплексами серии С-300ПМ.

Антенно-мачтовая машина ФЛ-95МА «Сосна-2М» на шасси ЗИЛ-1Э1Н комплекса С-300ПМ. 1989 год.
Антенно-мачтовая машина ФЛ-95МА «Сосна-2М» на шасси ЗИЛ-1Э1Н комплекса С-300ПМ. 1989 год.

С середины 1960-х годов на специальных 6-тонных полуприцепах-фургонах ОдАЗ-828 с тягачами ЗИЛ-131В размещалась радиоэлектронная аппаратура управления зенитно-ракетными комплексами, в том числе несколько типов кабин управления серии К-3 системы С-200 «Ангара». С 1982 года в кузовах доработанных полуприцепов ОдАЗ-828М перевозили средства контроля и управления зенитным ракетным комплексом С-300ПС. Допустимая скорость передвижения таких автопоездов не превышала 50 км/ч.



Возврат к списку