Рабочее место машиниста и кабина гусеничного трактора типа ДТ-75 и колесного трактора «Беларусь»

Рабочее место машиниста и кабина гусеничного трактора типа ДТ-75 и колесного трактора «Беларусь»

Рабочее место машиниста и кабина гусеничного трактора типа ДТ-75

Рычаги и педали управления машиной, а также контрольные приборы размещены на рабочем месте трактора. Рабочее место изолировано от внешней среды герметизированной кабиной.

На тракторах и тягачах устанавливают цельнометаллическую одно- или двухместную кабину с круговым остеклением, которая оборудована системами вентиляции, отопления, охлаждения воздуха, вибро-, тепло- и шумоизоляции. В кабине также предусмотрены звуковой сигнал, стеклоочистители, защитные козырьки, электроосветительные приборы, аптечка, термос и огнетушитель.

В кабине созданы комфортные условия для работы машиниста в различных климатических зонах.

Для уменьшения уровня шума, снижения вибрации на рабочем месте и рычагах кабины делают подрессоренными и устанавливают на резиновых амортизаторах.

Кабины некоторых тракторов («Беларусь», Т-130М) снабжены защитными устройствами, которые обеспечивают безопасность машиниста при случайном боковом опрокидывании машины. Эти устройства представляют собой силовые металлоконструкции, встроенные внутри кабины или расположенные снаружи нее.

Рабочее место и цельнометаллическая двухместная кабина гусеничного трактора типа ДТ-75 (рис. 78) расположены сзади трактора, смещены вправо по ходу движения от продольной оси машины для улучшения видимости и обзорности фронта работ. Кабина оборудована справа одной входной дверью. Для уменьшения шума, вибрации, потерь теплоты внутренние панели кабины обиты губчатой резиной, войлоком, водостойким картоном и искусственной кожей. Кабину на шести резиновых подушках крепят на раме трактора.

Кабина, органы управления и контрольные приборы трактора типа ДТ-75
Рис. 78. Кабина, органы управления и контрольные приборы трактора типа ДТ-75: 1, 8, 14, 18, 19, 22 - выключатели, 2 - переключатель, 3, 15 - рукоятки, 4 - амперметр, 5 - водяной термометр, 6, 7, 16, 20, 21, 24, 25, 29 - рычаги, 9, 10 - манометры, 11 - кнопка выключения звукового сигнала, 12, 13 - контрольные лампы, 17 - валик управления краном, 23 - штепсельная розетка, 26-28 - педали тормоза

Для снижения запыленности и загазованности кабина герметизирована. Вентиляционно-очистительная установка принудительного действия работает так. Центробежный вентилятор с электроприводом забирает свежий воздух над крышей кабины и нагнетает его в центральный очиститель, в котором происходит предварительное отделение пыли. Воздух дополнительно очищается в поддоне с водой и кассете с пористым материалом. Проходя через воздухоочиститель, воздух дополнительно охлаждается водой, испаряющейся в поддоне. В кабине установлен отопитель. Горячая вода подается в него по трубопроводу от блока пускового двигателя, а воздух нагнетается через соты калорифера, нагревается и подается на обогрев стекла и к полу кабины.

В кабине трактора расположены рычаги и педали управления пусковым двигателем, основным дизелем трактора, щиток приборов, выключатели осветительных приборов и дополнительное электрооборудование.

Для запуска основного дизеля из кабины предусмотрена система управления, состоящая из выключателя 22 аккумуляторной батареи, валика 17 управления краном бензобака пускового двигателя, рукоятки 15 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя, электрического выключателя 14 стартера пускового двигателя, рычага 16 декомпрессора дизеля, рычага 21 управления муфтой пускового двигателя и рычага 20 подачи топлива основному дизелю.

Для контроля за работой дизеля на передней панели кабины установлен щиток приборов с амперметром 4, водяным термометром 5, манометром 9 для измерения давления масла в трансмиссии, манометром 10 для проверки давления в дизеле. Кроме того, установлены контрольные лампы 12 выключения аккумуляторной батареи, контрольная лампа 13, сигнализирующая о перегреве масла в двигателе, выключатели 1, 18, 19 электроосвещения и выключатель 8 стеклоочистителя, а также переключатель 2 отопления и вентиляции. Температуру воды в двигателе регулируют головкой рычага 29, который управляет шторкой радиатора. При оттягивании головки назад шторки радиатора закрываются и температура воды в системе охлаждения двигателя повышается.

К органам управления трактора относятся педаль 26 сцепления, рычаг 24 переключения передач, рычаги 6 и 7 управления поворотом налево и направо, педали 28 и 27 управления левым и правым бортовыми тормозами, рычаг 25 управления механизмом отбора мощности.

Распределителем гидросистемы рабочего оборудования управляют тремя рукоятками 3.

Рабочее место машиниста и кабина колесного трактора «Беларусь»

Органы управления и контрольные приборы колесного трактора «Беларусь» показаны на рис. 79.

Органы управления и контрольные приборы колесного трактора типа «Беларусь»
Рис. 79. Органы управления и контрольные приборы колесного трактора типа «Беларусь»: 1 - рычаг управления сцеплением пускового двигателя, 2 - рукоятка воздушной заслонки карбюратора пускового двигателя, 3 - рычаг подачи топлива, 4 - рукоятка крана бензобака пускового двигателя, 5 - маховик шторки радиатора, 6 - кнопка выключателя магнето пускового двигателя, 7 - кнопка звукового сигнала, 8 - контрольная лампа выключения батареи, 9 - водяной термометр двигателя, 10 - контрольная лампа указателей поворота, 11 - переключатель указателя поворота, 12 - амперметр, 13 - контрольная лампа дальнего света, 14 - манометр пневмосистемы тормозов прицепа, 15 - переключатель ближнего и дальнего света фар, 16 - манометр двигателя, 17 - рулевое колесо, 18 - тахоспидометр, 19 - контрольные лампы нагрева спирали электрофакельного подогревателя, 20 - выключатель стартера, 21 - рукоятка фиксатора рулевого колеса, 22 - рычаги гидрораспределителя, 23 - рычаг гидроувеличителя силы сцепления, 24 - рычаг механизма отбора мощности, 25 - сиденье, 26 - рукоятка управления силовым регулятором, 27 - тяга управления раздаточной коробкой, 28 - педали тормоза, 29 - рычаг переключения передач, 30 - педаль подачи топлива, 31 - педаль сцепления, 32 - рычаг переключения понижающего редуктора, 33 - центральный переключатель, 34 - рукоятка аварийной остановки двигателя

Кабина колесного трактора оборудована двумя дверями для бокового входа.

Для снижения утомляемости машиниста и вибрации рабочее место тракторов оборудовано удобным подрессоренным сиденьем (рис. 80), которое укреплено на наклонных салазках 3. Сиденье имеет подушку 2 и спинку 1. Для сохранения параллельного движения при колебаниях сиденье подвешено на параллелограммной четырехзвенной подвеске 8, которая шарнирно закреплена на опоре 6. Подрессоривание достигается пружиной. Для гашения колебаний установлен гидравлический амортизатор.

Сиденье машиниста
Рис. 80. Сиденье машиниста: 1 - спинка, 2 - подушка, 3 - салазки, 4, 5 - рычаги, 6 - опора, 7 - упор, 8 - подвеска, 9 - винт, 10 - кронштейн

Положение сиденья по длине регулируют рычагом 4. Поворачивая его налево, расфиксируют салазки 3, и сиденье можно подвинуть ближе или дальше от рулевого колеса в зависимости от роста машиниста. Вращением рычага 5 можно поднять или опустить сиденье. Поворотом винта 9 по часовой стрелке увеличивают жесткость пружины. Нижнее положение сиденья ограничивается резиновыми упорами 7. Вставляя фиксатор в один из трех пазов кронштейна 10, изменяют наклон спинки сиденья.

На одноосных тягачах МоАЗ-546П и БелA3-531 установлены одноместные закрытые цельнометаллические кабины с одной дверью для входа с левой стороны по ходу машины. Кабины оборудованы регулируемым по высоте и в продольном направлении сиденьем машиниста. Конструкция сиденья позволяет выбрать удобный для машиниста наклон спинки. У тягача МоA3-546П сиденье откидывается вперед для доступа к размещенному под ним инструментальному ящику. Кабины оборудованы отоплением, стеклоочистителем, противосолнечным козырьком, зеркалом заднего вида, вешалкой для одежды, плафоном освещения. Крыша и боковые стенки кабины облицованы декоративным материалом, а пол — противошумным ковриком. Ветровое и боковые стекла обеспечивают хорошую обзорность и освещенность кабины.

Кабина тягача БелАЗ-531 оборудована вентиляционным люком, вентилятором на крыше и открывающимися боковыми стеклами. В кабине тягача МоАЗ-546П с этой целью открывают ветровое и дверное стекла. В жаркий период времени на тягаче МоАЗ-546П можно снять фонарь (крышу с частью боковых и задней стенок) и дверь кабины.

Кабины устанавливают на раме тягача в четырех точках через резиновые амортизаторы, снижающие ее вибрацию при работающем двигателе.

Для удобства доступа к двигателю кабина тягача МоАЗ-546П откидывается вперед.

На рис. 81,а показано расположение органов управления в кабине тягача МоАЗ-546П. Для остановки двигателя рукоятку 11 подтягивают на себя до отказа и удерживают в таком положении до остановки двигателя, а затем возвращают в исходное положение. Рычаги 13, 14, 15 управления рабочими органами скрепера имеют три положения: вперед — опускание ковша и заслонки, движение задней стенки назад- среднее — нейтральное- назад — подъем ковша и заслонки, выдвижение задней стенки ковша. В дополнительной коробке при движении рычага 18 вперед включается низшая (рабочая) ступень- назад — высшая (транспортная). На рис. 81,б цифрами показаны номера передач, включаемых рычагом 20.

Органы управления одноосного тягача МоАЗ-546П
Рис. 81. Органы управления одноосного тягача МоАЗ-546П: а - расположение органов управления, б - схема переключения рычага коробки передач- 1 - рукоятка замка крышки инструментального ящика, 2 - защелка фиксатора сиденья, 3 - кнопка звукового сигнала, 4 - педаль подачи топлива, 5 - ножной переключатель света, б - педаль сцепления, 7 - рулевое колесо, 8 - рычаг управления жалюзи отопителя, 9 - головка крана управления стеклоочистителем, 10 - педаль ножного тормоза, 11 - рукоятка остановки двигателя, 12 - рычаг управления жалюзи радиатора, 13 - рычаг управления подъемом и опусканием ковша скрепера, 14 - рычаг управления заслонкой скрепера, 15 - рычаг управления задней стенкой ковша скрепера, 16 - штепсельная розетка, 17 - рычаг управления замком капота, 18 - рычаг управления дополнительной коробкой, 19 - рычаг управления ручным тормозом, 20 - рычаг переключения коробки передач


Возврат к списку