Особенности вождения автопоезда и автомобиля КАМАЗ. Часть 3.

Особенности вождения автопоезда и автомобиля КАМАЗ. Часть 3.

Особенности вождения автопоезда и автомобиля КАМАЗ

Часть 3

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1, часть 2

Управление делителем передач КАМАЗ

Необходимо умело сочетать передачи делителя с передачами коробки передач. Приобретение навыков правильного подбора передач коробки и делителя позволяют значительно снизить расход топлива, повысить скорости движения, создать для работы двигателя более экономный режим, повысить срок службы сцепления, тормозов, карданной передачи и ведущих мостов.

В коробке передач КАМАЗ передачи переключают перемещением рычага переключения передач, в делителе — перемещением переключателя крана управления, установленного в головке (корпусе переключателя) рычага переключения передач.

Порядок переключения передач в делителе КАМАЗ:

  1. Переключатель крана управления перевести в крайнее положение, соответствующее высшей или низшей передаче.
  2. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (ориентировочно 0,6 - 0,8 с).
    При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу.
  3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Переключатель крана управления КАМАЗ можно переместить в положение выбранной передачи заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора.

При трогании автомобиля КАМАЗ с места передачи в делителе выбирается в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля.

Для разгона автомобиля КАМАЗ (автопоезда) до скорости 30 - 40 км/ч (т. е. до третьей и четвертой передач) достаточно переключить передачу в основной коробке, не переключая передачу в делителе.

Для разгона до большой скорости (т. е. начиная с третьей и четвертой передач) целесообразно использовать обе передачи делителя.

Рекомендуемая последовательность переключения передач:

  • при разгоне автопоезда КАМАЗ на дорогах с твердым покрытием I - II категорий 1В—2В—ЗВ—4Н—4В—5Н—5В-
  • в тяжелых дорожных условия 1Н—2Н—ЗН—4Н—4В—5Н—5В.

Если при разгоне необходимо одновременно переключать передачи в основной коробке и делителе, следует:

  1. Перевести переключатель крана управления делителем в положение Н.
  2. Выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более высокую передачу в основной коробке.
  3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Если автомобиль КАМАЗ движется при включенной низшей передаче делителя, а дорожное сопротивление увеличилось и требуется одновременно переключить передачи в коробке передач и делителе, следует:

  1. Перевести переключатель крана управления делителя в положение В.
  2. Выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более низкую передачу в основной коробке
  3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Управление тормозами автопоезда КАМАЗ

Датчики, имеющиеся в контурах, сигнализируют о падении давления в каждом из приводов тормозов. Нельзя начинать движение до тех пор, пока не погаснут контрольные лампы, сигнализирующие о низком давлении в контурах, и не прекратит гудеть сигнал.

При падении давления в контуре привода стояночного тормоза КАМАЗ или одновременно во всех контурах происходит торможение автомобиля из-за срабатывания пружинных энергоаккумуляторов в тормозных камерах задних колес. Для выключения пружинных энергоаккумуляторов нужно нажать кнопку крана аварийного растормаживания и отъехать в безопасную зону. Длительное движение с включенной кнопкой запрещается. При неработающем двигателе КАМАЗ возможно только трехкратное аварийное растормаживание стояночного тормоза. При невозможности пневматического растормаживания следует вывернуть упорные болты толкателей из цилиндров энергоаккумуляторов, тем самым освобождая штоки тормозных камер и растормаживая тормоз.

При работе на сухих чистых дорогах со спусками до 3% необходимо правильно подбирать передачу коробки передач и использовать рабочие тормоза автопоезда, не допуская резких торможений, приводящих к блокировке колес, так как путь автопоезда КАМАЗ при блокировке колес значительно больше. Резкое торможение может привести к складыванию и заносу автопоезда.

При первых признаках складывания или заноса автопоезда надо отпустить педаль рабочего тормоза, тормозить вспомогательным тормозом, ликвидируя занос поворотом управляемых колес автомобиля в сторону заноса.

Умелое использование колесных тормозов прицепа или полуприцепа, которые срабатывают при включении вспомогательного тормоза, позволит избежать складывание автопоезда.

При работе автопоезда в горах с продолжительными спусками крутизной более 6% следует использовать низшие передачи коробки передач в сочетании с рабочим и вспомогательным тормозами тягача.

Нельзя допускать перегрева колесных тормозов автопоезда КАМАЗ и падения давления в тормозной системе.

Привод колесных тормозов прицепа или полуприцепа КАМАЗа при включении вспомогательного тормоза тягача действует независимо от того, каким приводом оборудован прицеп — двух приводным или одноприводным.

При работе на скользких и обледенелых дорогах рекомендуется вести автопоезд в «растяжку». Для этого надо тормозить в первую очередь прицепом или полуприцепом с помощью ручного крана стояночного тормоза.

Движение при неработающем гидроусилителе

При выходе из строя гидроусилителя из-за повреждения насоса или самого гидроусилителя, разрушения шланга или при буксировке автомобиля из-за остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправностей.

Длительная работа на автомобиле КАМАЗ с неработающим гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.

В случае разрыва шлангов насоса гидроусилителя следует:

  1. Соединить шлангом трубопроводы высокого и низкого давлений, идущие от насоса, и по возможности включить радиатор для охлаждения масла.
  2. Закрыть нагнетательное и сливное отверстия на гидроусилителе деревянными пробками.
  3. Долить в бачок насоса масло до указателя уровня. Допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе.
  4. Доехать до базы, при этом двигатель КАМАЗ должен работать с возможно малой частотой вращения коленчатого вала. В движении надо следить за температурой масла в бачке. В случае нагрева масла выше 100°С следует сделать остановку и дать маслу остыть.

Предупреждение. В случае возникновения каких-либо неисправностей в агрегатах автопоезда или автомобиля, угрожающих безопасности движения, надо включить систему аварийной сигнализации и остановить автомобиль для выявления и устранения неисправностей.



Возврат к списку