Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2. Часть 2.

Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2. Часть 2.

Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Реле-регулятор РР-362
Рис. 73. Реле-регулятор РР-362: а — конструкция, б - электрическая схема- 1 - регулятор напряжения РН, 2 - реле защиты РЗ, 3 - диоды, 4 - транзистор, Т, 5, 8 - сердечники, 6, 9 - якорьки, 7, 10 - контакты, 11 — ярмо

Вследствие увеличения сопротивления сила тока возбуждения уменьшается и напряжение генератора понижается, что вызывает ослабление намагничивания сердечника 5 и размыкание контактов 7. В этот момент открывается транзистор, увеличивается сила тока в обмотке ОВ и напряжение генератора снова увеличивается до рабочей нормы.

Преимущество таких реле-регуляторов — исключение окисления и изнашивания контактов регулятора РН, потому что через них проходит только ток управления транзистором, который в 15 раз меньше тока возбуждения генератора.

Работа реле защиты РЗ сводится к автоматической защите транзистора от большой силы тока при случайном замыкании выводов Ш и обмотки ОВ на массу.

В реле РЗ обмотка ПО последовательно включена в цепь обмотки ОВ генератора. Кроме того, включаются вспомогательные обмотки — встречная ВО и удерживающая УО. Встречная обмотка ВО соединена с массой и включена параллельно обмотке возбуждения ОВ генератора.

При нормальной работе генератора ток от выпрямителя идет через обмотку ПО, а затем разветвляется на две параллельные ветви — в обмотку возбуждения генератора и в обмотку ВО — реле защиты. Так как направления тока в витках обмоток ВО и ПО противоположны и одинаковые магнитные потоки их действуют встречно, то сердечник 8 не намагничивается и контакт 10 размыкается.

В случае замыкания выводов Ш генератора или реле-регулятора на массу обмотка ОВ обоими концами подключается к массе, что исключает возбуждение генератора. При этом в течение 2...3 с ток из батареи через диод Д1, а затем транзистор проходит по обмотке ПО и через замкнутый вывод Ш возвращается в батарею. Это повышает силу тока в обмотке ПО и магнитный поток в сердечнике 8. Кроме того, замыкание на массу вывода Ш закорачивает обмотку ВО, так как оба ее конца соединяются с массой и тока в ней нет. В результате магнитный поток сердечника 8, создаваемый обмоткой ПО, резко возрастает и при силе тока 3,2...3,6 А контакт 10 замыкается.

В этот момент база Б транзистора через контакт 10, ярмо 11, соединительные проводники, затем вывод ВЗ соединяется с положительным выводом батареи, что вызывает резкое возрастание сопротивления между эмиттером Э и коллектором К. Транзистор закрывается и сила тока снижается.

При замкнутых контактах реле РЗ удерживающая обмотка УО подключается к источникам тока через контакты. Так как магнитные потоки ее и обмотки ПО действуют в одном направлении, то намагничивание сердечника 8 возрастает, способствуя замыканию контактов 10.

В реле-регуляторе регулируют зазоры между якорем и сердечником и между контактами (табл. 1).

Таблица 1. Зазоры реле-регулятора при разомкнутых контактах

Наименование реле
Зазор,мм
между якореми сердечником
между контактами
Реле напряжения
1,4...1,5
0,25...0.3
Реле защиты
1,2...1,3
0,7...0,8

Регулируют зазоры, перемещая держатель контакта и подгибая ограничитель хода якоря или натягивая (ослабляя) пружину за счет того, что подгибают хвостовик, на котором закреплен ее конец. Так как реле находится под напряжением, то касание корпуса металлическим инструментом вызывает короткое замыкание.

На тракторе Т-130М реле-регулятор Я-112Б встроен в генератор переменного тока и автоматически поддерживает напряжение в заданных пределах.

Магнето используют в качестве источника энергии для системы зажигания пусковых двигателей гусеничных тракторов. Оно создает импульсы тока высокого напряжения и подает его на свечу зажигания.

Магнето (рис. 74, а) представляет собой электрическую машину небольшой мощности и приводится в действие от вала пускового двигателя через полумуфту 8. Оно включает в себя двухполюсный постоянный магнит-ротор 10, вращающийся между двумя полюсными башмаками 9. Башмаки вверху соединены сердечником 21 катушки 5, имеющей первичную 20 и вторичную 22 обмотки. На диске 1 установлен прерыватель, состоящий из стойки 14, неподвижных 12 и подвижных 13 контактов, поджимаемых один к другому пружиной 15.

Магнето (а) и схема работы (б)
Рис. 74. Магнето (а) и схема работы (б): 1 - диск, 2 - винт крепления крышки, 3 - крышка прерывателя, 4 - вывод, 5 - катушка, б - крышка магнето, 7 - корпус, 8 - полумуфта, 9 - башмак, 10 - магнит-ротор, 11 - винт, 12, 13 - контакты, 14 - стойка, 15 - пружина подвижного контакта, 16 - эксцентрик, 17 - конденсатор, 18 - войлок, 19 - кулачок прерывателя, 20, 22 - обмотки, 21 - сердечник, 23 - свеча, 24 - предохранитель, 25 - выключатель

При вращении магнита-ротора 10 магнитный поток в сердечнике 21 изменяется по величине и направлению, наводя э. д. с. в обмотках 20 и 22. В первичной обмотке э. д. с. достигает нескольких десятков вольт, а во вторичной — до 1000 В.

При замкнутых контактах 12 и 13 э. д. с. наводится в первичной обмотке и ток низкого напряжения идет по цепи: обмотка 20 — контакты 12 и 13 — «масса» — обмотка 20. Ток, протекающий по первичной обмотке 20, создает магнитное поле и достигает наибольшего значения (2...3 А) при повороте магнита-ротора 10 на 8...10° от вертикали. При этом кулачок прерывателя 19 разъединяет контакты, что вызывает резкое прекращение подачи тока, уничтожение магнитного поля катушки и наведения в витках первичной обмотки э. д. с. самоиндукции, достигающей 300...400 В, а во вторичной — до 18...24 кВ. Ток высокого напряжения от обмотки 22 проходит по проводу к свече зажигания 23.

В магнето регулируют зазор между контактами 12 и 13, который должен составлять 0,25...0,35 мм. Для этого поворачивают магнит-ротор 10 так, чтобы подушечка контакта 13 находилась на выступе кулачка 19. Ослабив винт 11 крепления стойки 14 отверткой, вставленной в прорезь эксцентрика 16, поворачивают стойку до получения нормального зазора.

Стартер предназначен для прямого пуска основного двигателя одноосных тягачей и пускового двигателя тракторов. Стартеры различаются передаваемой мощностью.

Стартер (рис. 75) представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на кратковременный режим работы от аккумулятора. Включают стартер из кабины машиниста. При этом включается тяговое реле, у которого под действием электромагнитного поля обмоток якорь 7 втягивается в катушку 6, увлекая за собой верхний конец рычага 9. Нижний конец рычага 9 перемещает вдоль вала якоря 12 стартера муфту свободного хода 11 и шестерню 10 до зацепления ее с венцом маховика двигателя. В конце хода якорь 7 через контактный диск 5 замыкает главные контакты 4, включая тем самым стартер в цепь питания от аккумулятора. После пуска якорь 7 под действием пружин 3 и 8 возвращается в исходное положение, размыкает контакты 4 и обесточивает стартер.

Стартер
Рис. 75. Стартер: 1 - щетка, 2 - обмотка возбуждения, 3, 8 - пружины, 4 - контакт, 5 - диск, 6 - катушка, 7 - якорь, 9 - рычаг включения стартера, 10 - шестерня включения, 11 - муфта свободного хода, 12 - якорь стартера, 13 - коллектор, 14 - корпус

В процессе эксплуатации стартер не регулируют.

Система освещения и сигнализации предназначена для работы машин в темное время суток, а также указания направления движения в транспортном режиме (для одноосных тягачей и колесных тракторов).

К системе освещения и сигнализации относят фары, подфарники, плафон кабины, лампы освещения приборов, задние фонари, указатели поворота (см. рис. 69 и 70).

Применяемые на тракторах и тягачах фары по принципу работы одинаковы, но различаются конструкцией, что связано, в частности, с разницей в скорости передвижения машины и, следовательно, с требованиями к дальности освещения.

На рис. 76 показана конструкция фары с двухнитевой лампой 4 для включения ближнего и дальнего света.

Электрические или пневматические звуковые сигналы применяют на всех тракторах и тягачах. Наиболее распространены электрические звуковые сигналы постоянного тока с электромагнитной вибрационной системой (рис. 77).

Фара. Звуковой сигнал.
Рис. 76. Фара: 1 - рассеиватель, 2 - ободок, 3 - регулировочный винт, 4 - лампа, 5 - корпус, 6 - отражатель

Рис. 77. Звуковой сигнал: 1 - кнопка выключателя, 2, 5 - пластины, 3 - аккумулятор, 4 - контакт, 6 - мембрана, 7 - якорь, 8 - сердечник, 9 - обмотка, 10 - стержень

При нажатии на кнопку 1 выключателя ток идет по цепи: плюс аккумулятора 3 — пластина 5 — замкнутые контакты 4 — обмотка 9 — пластина 2 — «масса» — минус аккумулятора 3. Проходя по обмотке возбуждения 9, ток намагничивает сердечник 8 и притягивает якорь 7, который через стержень 10 прогибает мембрану 6. Одновременно с этим якорь 7, нажимая на нижний контакт 4, размыкает его и цепь обмотки возбуждения. Упругая мембрана возвращается в исходное положение, контакты 4 замыкаются и процесс повторяется. До тех пор пока нажата кнопка 7, мембрана вибрирует, создавая звуковые колебания.


Возврат к списку