Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2. Часть 1.

Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2. Часть 1.

Основные элементы электрооборудования тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2

Часть 1

Основные элементы электрооборудования. К этим элементам относятся следующие.

Аккумуляторные батареи (рис. 71) заряжаются во время работы генератора и отдают электроэнергию потребителям (разряжаются) при неработающем генераторе. Состоит батарея из тести аккумуляторов 5 напряжением 2 В каждый, соединенных последовательно планками 10. Аккумулятор 5 включает в себя несколько положительных 3 и отрицательных 1 пластин, причем одноименные пластины соединены параллельно. Пластины размещены очень близко одна к другой и для предохранения от короткого замыкания между ними устанавливают сепараторы 2 из изоляционного материала (мипласт со стекловойлоком). Пластины 3 выполнены из перекиси свинца, пластины 1 — из губчатого свинца. Электролитом служит раствор плотностью 1,23...1,34 серной аккумуляторной кислоты в дистиллированной воде.

Аккумуляторная батарея (а) и замер уровня электролита (б)
Рис. 71. Аккумуляторная батарея (а) и замер уровня электролита (б): 1, 3 - пластины, 2 - сепаратор, 4 - предохранительный щиток, 5 - аккумулятор, 6 - полюсный штырь, 7 - бак, 8, 12 - положительный и отрицательный выводы, 9 - пробка, 10 - планка, 11 - вентиляционное отверстие

Аккумуляторные батареи собирают в эбонитовых баках 7.

Маркировка, например, батареи 6СТ-50 ЭМС, установленной на тракторе типа ДТ-75, означает: 6 — число аккумуляторов в батарее- СТ — стартерная батарея- 50 — емкость в ампер-часах (по СИ — в кулонах — 1 А•ч = 3,6 кКл)- Э — материал бака (эбонит)- МС — материал сепаратора.

Работа аккумулятора основана на действии гальванического элемента, в котором свинцовые пластины, взаимодействуя с серной кислотой, заряжаются и вокруг них образуются электрическое поле и электрический ток.

Генератор преобразует механическую энергию в электрическую. Энергия, вырабатываемая генератором, питает потребители и заряжает аккумуляторные батареи при работающем двигателе.

По роду вырабатываемого тока генераторы бывают переменного и постоянного тока. Практически на всех базовых машинах применяют генераторы переменного тока, так как они проще по конструкции при той же мощности, более надежны в эксплуатации из-за отсутствия коллектора и поддерживают заряд аккумуляторов при работе двигателя на малой частоте вращения. Генераторы, применяемые на базовых машинах, конструктивно подобны и различаются в основном мощностью.

На рис. 72 показана конструкция генератора Г306-Г, установленного на тракторах ДТ-75, Т-4АП2.

Генератор переменного тока Г306-Г
Рис. 72. Генератор переменного тока Г306-Г: 1 - задняя лапа, 2, 5, 10 - крышки, 3, 14 - шарикоподшипники, 4 - панель выводов, 6 - обмотка катушки статора, 7 - статор, 8 - ротор, 9 - обмотка возбуждения, 11 - блок выпрямителей, 12 - крыльчатка вентилятора 13 - шкив, 15 - вал ротора

Генератор представляет собой бесконтактную электрическую машину трехфазного переменного тока с односторонним магнитным возбуждением и встроенным блоком выпрямителей. Coстоит генератор из статора 7, ротора 8, обмотки возбуждения 9, блока 11 выпрямителей и приводится в действие от вала двигателя с помощью клинового ремня, надетого на шкив 13. Статор состоит из пакета штампованных пластин, на которых закреплены катушки с трехфазной обмоткой 6. Ротор 8 выполнен из пакета пластин в виде шестилучевой звезды, напрессованного на вал 15. К передней крышке 10 крепят обмотку возбуждения 9.

Принцип работы генератора основан на явлении электромагнитной индукции. При работе генератора обмотка возбуждения 9 получает питание постоянным током от аккумулятора, а затем — от блока 11 выпрямителей и сильно намагничивает ротор, который в результате становится мощным электромагнитом. Во время вращения ротора возникает переменный магнитный поток, который, пересекая витки обмотки статора, наводит в них переменную э. д. с. Индуктируемая э. д. с. создает трехфазный переменный ток, который с помощью кремниевых диодов блока выпрямителей преобразуется в постоянный ток, поступающий потребителям.

Генераторы не смазывают, так как его шарикоподшипники 3 и 14 закрытого типа и не требуют замены или добавления смазочного материала. Генератор не регулируют.

Реле-регулятор устанавливают в комплекте с генератором Г306-Г и аккумуляторной батареей. Контактно-транзисторный реле-регулятор РР-362 (рис. 73) предназначен для автоматического поддержания заданного уровня напряжения и защиты регулирующего органа — транзистора в аварийном режиме при коротком замыкании в цепи.

Реле-регулятор РР-362
Рис. 73. Реле-регулятор РР-362: а — конструкция, б - электрическая схема- 1 - регулятор напряжения РН, 2 - реле защиты РЗ, 3 - диоды, 4 - транзистор, Т, 5, 8 - сердечники, 6, 9 - якорьки, 7, 10 - контакты, 11 — ярмо

Реле-регулятор РР-362 состоит из регулятора напряжения реле защиты 2, диодов 3 и транзистора 4.

Транзистор состоит из трех выполненных из полупроводников электродов: эмиттера Э, базы Б и коллектора К. Транзистор включен в цепь возбуждения генератора и может быть в открытом или закрытом состоянии. В открытом транзисторе сопротивление между электродами Э, Б, К очень мало, и в обмотке возбуждения генератора протекает ток. При закрытом транзисторе сопротивление увеличивается в несколько сотен раз и сила тока в обмотке возбуждения генератора практически равна нулю.

Регулятор напряжения работает так. В нерабочем состоянии контакты 7, 10 регулятора RH и реле РЗ разомкнуты и транзистор Т закрыт. При включении цепи зажигания ВЗ замыкается цепь базы Б. Путь тока в цепи базы транзистора: положительный вывод батареи — вывод ВЗ — диод обратной связи Д1 — эмиттер Э — база Б — сопротивление базы Rб — масса М — отрицательный вывод батареи.

Вследствие прохождения тока между эмиттером и базой транзистора резко снижается сопротивление переходов эмиттер — коллектор (Э — К) и транзистор открывается, включая цепь обмотки возбуждения ОВ генератора.

Путь тока в цепи ОВ генератора при этом будет: положительный вывод батареи — вывод ВЗ — диод обратной связи Д1 — эмиттер Э — база Б — коллектор К — последовательная обмотка ПО реле РЗ — выводы Ш — обмотка ОВ генератора — масса М — отрицательный вывод батареи.

Ток обмотки ОВ создает сильное магнитное поле ротора, при вращении которого в обмотке статора индуктируется большая э. д. е., поэтому генератор возбуждается до рабочего напряжения даже при низкой частоте вращения вала двигателя, заряжая аккумуляторную батарею.

При работе генератора цепь базы и обмотка ОВ питаются током от кремниевых диодов КД выпрямителя.

Одновременно ток проходит также по обмотке регулятора РН следующим путем: зажим выпрямителя + В — вывод ВЗ — диод Д1 — сопротивление Rу — обмотка регулятора РН — сопротивление RTK — масса М — отрицательный вывод выпрямителя — В. Если напряжение генератора меньше регулируемой величины, контакты 7 регулятора РН разомкнуты. С увеличением напряжения генератора возрастает сила тока в обмотке, усиливается намагничивание сердечника 5. При напряжении 13,5...15 В якорек 6 притягивается к сердечнику 5 и контакты 7 замыкаются.

В момент замыкания контактов регулятора РН закрывается транзистор, так как база Б транзистора соединяется с положительными выводами батареи и выпрямителя, а в цепь обмотки ОВ включается добавочное Rд и ускоряющее Ry сопротивления. Путь тока в цепи при этом будет: вывод + В — вывод ВЗ — диод Д1 — сопротивления Rу и Rд — обмотка ПО — выводы Ш — обмотка ОВ — вывод — В.



Возврат к списку