Бульдозеры. Общие сведения. Часть 2.

Бульдозеры. Общие сведения. Часть 2.

Общие сведения о бульдозерах

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Бульдозер с поворотным отвалом (рис. 2) отличается от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 7, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.

По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее (показано на рис. 2) или левое. В среднем положении отвала бульдозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема — опускания 4. Отвал оборудован средними и крайними ножами.

Бульдозер с поворотным отвалом на гусеничном тракторе
Рис. 2. Бульдозер с поворотным отвалом на гусеничном тракторе: 1 — отвал, 2 — толкатель с раскосом, 3 — рама, 4 — гидроцилиндры подъема — опускания отвала, 5 — трактор, 6 — шарнир

Бульдозер-рыхлитель (рис. 3) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 2 крепят на шпильках опорную раму 3, на которой внизу шарнирно установлена рама 9, а вверху — тяга 4. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 6 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник.

По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 5. В рабочей балке закреплен зуб 7 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 8.

Выдвигая шток гидроцилиндра 5, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток — заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме но траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Бульдозер-рыхлитель
Рис. 3. Бульдозер-рыхлитель: 1 — бульдозерное оборудование, 2 — трактор, 3, 9 — рамы, 4 — верхняя тяга, 5 — гидро- цилнндр подъема - опускания, 6 — рабочая балка, 7 — зуб, 8 — наконечник

Бульдозер-толкач оборудован неповоротным отвалом, аналогичным показанному на рис. 1. Отличие состоит в том, что вместо гидрораскоса и жесткого раскоса установлены два амортизатора с резинометаллическими элементами. Амортизаторы смягчают ударные нагрузки при толкании скреперов. Для усиления отвала в средней его части в зоне контакта с буфером скрепера наварен дополнительный лист по профилю рабочего органа машины.

Принцип работы. Основной принцип работы бульдозера сводится к следующему (рис. 4). Отвал бульдозера опускают ниже опорной поверхности на 50…200 мм в зависимости от типоразмера машины. При движении машины вперед заглубляют отвал и режут грунт стружкой определенной толщины. После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют на расстояние и одновременно подрезают материал. Подрезанием компенсируют потери грунта, высыпающегося из призмы через боковые поверхности отвала в боковые валики. Затем отвал поднимают, грунт отсыпают в отвал и бульдозер откатывается задним ходом в исходное положение. Процесс перемещения грунта называют рабочим ходом, движение машины назад — холостым ходом.

Схемы работы бульдозера при разработке грунтов
Рис. 4. Схемы работы бульдозера при разработке грунтов: а — резание, б — транспортирование с подрезанием, в — отсыпка, г — откат назад (холостой ход)

Аналогичным способом засыпают траншеи и погружают грунт в транспорт.

Планировочные работы осуществляют передним ходом с отвалом, приподнятым на величину отсыпаемого слоя, или задним ходом.

Скрепер толкают в задний буфер машины в момент наполнения ковша.

У бульдозера-рыхлителя в процессе работы стойка с зубом опущена на определенную глубину. Машина перемещается передним ходом и рыхлит грунт. Рыхлитель выглубляют из грунта, и машина задним ходом откатывается в начальное положение с небольшим смещением в сторону, называемым шагом рыхления.

Основные параметры. К этим параметрам бульдозера (рис. 5) относят тяговый класс- мощность двигателей N- массу М и положение центра масс a, d, е- переднюю рабочую скорость движения vр и заднюю холостую vx- длину продольной базы ходовой части Lт- колею гусениц или колес Bт- ширину гусениц b или размер шин колесного трактора- дорожный просвет С- радиус поворота (на рисунке не показан)- удельное давление и эпюра давления на грунт qп, qз- габаритные размеры L х Bн х А.

Основные параметры бульдозеров
Рис. 5. Основные параметры бульдозеров

Бульдозерное оборудование характеризуется следующими параметрами: шириной В и высотой Н отвала- углом въезда машины α- и съезда β-- высотой подъема Hп и опускания h отвала- скоростью подъема vп и опускания vо оборудования- углом перекоса отвала ± ε-- напорным Т и вертикальным Р усилием на режущей кромке. К параметрам отвала относят также радиус кривизны отвала R, углы — резания γ-, заострения ножей σ-, задний угол резания τ-, угол опрокидывания отвальной поверхности θ-.

Для бульдозеров с поворотным отвалом задают еще углы его поворота налево и направо от среднего положения.

У рыхлителей выделяют высоту подъема и заглубления зуба, задний угол съезда и скорость подъема и опускания рыхлительного оборудования.

Главный параметр бульдозеров, бульдозеров-рыхлителей и бульдозеров-толкачей — тяговый класс базового трактора, который характеризует силу тяги, развиваемую при скорости 0,7...0,9 м/с и минимальном буксовании гусениц.

По тяговому классу строится типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров: 4- 6- 10- 15- 25- 35 мощностью 55...338 кВт- бульдозеров-рыхлителей: 6- 10- 15- 25- 35 мощностью 99...338 кВт. Колесные бульдозеры выпускают класса 1,4, мощностью 55 кВт.

На гусеничных тракторах выпускают бульдозеры с неповоротным отвалом: ДЗ-42Г на тракторе ДТ-75- ДЗ-101А на тракторе Т-4АП2- ДЗ-110В и ДЗ-110А-1 (с автоматическим управлением) на тракторе Т-130М- ДЗ-35С на тракторе Т-180Г- ДЗ-118 на тракторе ДЭТ-250М- с поворотным отвалом ДЗ-109Б на тракторе Т-130М.

Бульдозеры-рыхлители выпускают только на гусеничных тракторах: ДЗ-116А на тракторе Т-130М- ДЗ-117А на тракторе Т-130М, ДЗ-126А на тракторе ДЭТ-250М, ДЗ-94С и ДЗ-129ХЛ на тракторе Т-330.



Возврат к списку