Автомобиль МАЗ. Моторный тормоз.

Автомобиль МАЗ. Моторный тормоз.

Моторный тормоз автомобиля МАЗ-500А

Моторный тормоз компрессионного типа предназначен для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. Применение моторного тормоза значительно снижает энергонагруженность колесных тормозных механизмов. Действие моторного тормоза основано на создании противодавления в выпускном трубопроводе путем перекрытия его проходного сечения дроссельной заслонкой. Дроссельная заслонка установлена в выпускном трубопроводе двигателя перед глушителем. Она представляет собой литой корпус с поворотной заслонкой, которая при помощи рычага 7 (рис. 54) перекрывает выпускной трубопровод.

Моторный тормоз автомобиля МАЗ-500А
Рис. 54. Моторный тормоз автомобиля МАЗ-500А: 1 — рукоятка с фиксирующим устройством- 2 — кронштейн- 3 — кронштейн крепления оболочки- 4 — тяга-проволока- 5 — рычаг останова двигателя- 6 — заслонка- 7 — рычаг заслонки- 8 — рычаг оттяжной пружины- 9 — оттяжная пружина- 10 — глушитель- 11 — регулятор числа оборотов- 12 — выпускной трубопровод

Поворот рычага 7, а следовательно, и заслонки, осуществляется при помощи механического привода, сблокированного одновременно при помощи рычага с приводом останова двигателя.

Включение моторного тормоза МАЗ осуществляется водителем в кабине при помощи рукоятки, установленной на кронштейне с правой стороны. Благодаря сблокированному приводу одновременно с включением моторного тормоза прекращается подача топлива.

Для выключения моторного тормоза необходимо задвинуть рукоятку до упора.

Уход за моторным тормозом

Уход за моторным тормозом заключается в периодической проверке крепления его привода, легкости хода тяги, отсутствия заедания заслонки и смазке тяги привода согласно карте смазки.

При включенном моторном тормозе запрещается производить выключение сцепления и переключение передач во избежание выхода из строя фрикционных дисков сцепления.

При движении на затяжных спусках необходимо обращать особое внимание на то, чтобы обороты двигателя МАЗ не превышали максимально допустимых, указанных в таблице (см. раздел «Правила вождения автомобиля»). В случае необходимости следует дополнительно пользоваться ножными тормозами.

Возможные неисправности моторного тормоза и его привода и способы их устранения

Причины неисправности
Способы устранения
1. Тугое вращение заслонки в корпусе вследствие закоксовывания оси заслонки.Проверяется при отсоединенной тяге от рычага приводаСнять корпус с заслонкой, промыть в керосине и продуть сжатым воздухом
2. Загрязнение тяги в оболочке. Проверяется вытягиванием и вдвиганиемрукоятки привода при отсоединенной тяге от рычага заслонкиСнять вторую оболочку, промыть внутреннюю полость ее, тягу очистить отгрязи и ржавчины и смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201


Возврат к списку