Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М). Часть 3.

Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М). Часть 3.

Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М)

Часть 3

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1, часть 2

В механической коробке передач трактора Т-130М (рис. 23) шестерни находятся в постоянном зацеплении и передачи включаются с помощью зубчатых муфт. Она представляет собой четырехступенчатый двухдиапазонный редуктор с двумя механизмами переключения передач и диапазонов и обеспечивает восемь скоростей движения вперед и четыре назад.

В корпусе 22, который спереди закрыт крышкой 15, размещены четыре вала на шарико- и роликоподшипниках.

На первичном валу 14 свободно на втулках установлены три шестерни: заднего хода 16, нормального диапазона 18, ускоренного диапазона 20. Шестерня 21 привода масляного насоса закреплена на шлицах. Между шестернями на шлицах вала установлены зубчатые венцы, на которых свободно перемещаются в поперечном направлении зубчатые муфты 17 и 19. Крутящий момент двигателя передается валу через фланец 13 вала 14.

Механическая коробка передач трактора Т-130М
Рис. 23. Механическая коробка передач трактора Т-130М: а — конструкция, б — кинематическая схема- 1 — шестерня второй передачи, 2 — зубчатая муфта включения первой и второй передач, 3 — шестерня первой передачи, 4 — шестерня третьей передачи, 5 — муфта включения третьей и четвертой передач, 6 — шестерня четвертой передачи, 7, 8, 12, 14 — валы, 9 — промежуточная шестерня, 10 — ведущая шестерня четвертой передачи, 11, 16 — шестерни заднего хода, 13 — фланец, 15 — передняя крышка, 17 — муфта включения нормального диапазона и заднего хода, 18 — шестерня нормального диапазона, 19 — муфта включения ускоренного диапазона, 20 — шестерня ускоренного диапазона, 21 — шестерня привода масляного насоса, 22 — корпус

На выходном валу 7 аналогичным образом размещены четыре шестерни: 3 — первой передачи, 1 — второй передачи, 4 — третьей передачи и 6 — четвертой передачи. Между ними расположены зубчатые муфты включения 2 и 5. Коническая ведущая шестерня главной передачи выполнена за одно целое с выходным валом. Кроме того, для увеличения передаточного числа в коробке установлены два промежуточных вала 8 и 12, на которых шестерни постоянно закреплены шлицевыми соединениями.

Передачи включаются зубчатыми муфтами на выходном валу. Соединением шестерен 3 и 1 зубчатой муфты 2 с венцом включаются первая и вторая передачи, переводом муфты 5 на венцы шестерен 4 и 6 — соответственно третья и четвертая передачи.

Переключением муфты 17 на шестерню 18 включается нормальный диапазон, на шестерню 16 — задний ход- движением муфты 19 вправо в осевом направлении крутящий момент передается на шестерню 20, и коробка работает на ускоренном диапазоне.

Муфты первичного вала переключаются одним механизмом переключения, расположенным справа, муфты выходного вала — слева. Таким образом, коробкой передач управляют двумя рычагами переключения. Все механизмы унифицированы и снабжены двухходовыми валиками с вилками для переключения двух муфт. На концах валиков выполнены три прорези, в которые входят фиксаторы с пружинами. Фиксаторы удерживают валики в одном из двух включенных состояниях или одном нейтральном положении муфты, когда шестерни не включены.

Передачи при включенной муфте сцепления заблокированы двумя механизмами, с помощью педали сцепления воздействуют на фиксаторы механизмов переключения передач и диапазонов. Кроме того, чтобы предотвратить запуск двигателя при включенной передаче, предусмотрен электрический выключатель, который позволяет приводить в действие пусковой двигатель только при нейтральном положении рычагов переключения передач и диапазонов.

Детали коробки смазывают, окуная шестерни, или принудительно с помощью масляного насоса, который всасывает масло снизу и подает к деталям первичного вала.

В коробке передач регулируют механизм блокировки, если затруднено включение передач. Длину каждой тяги от педали сцепления до рычага механизма переключения изменяют таким образом, чтобы при включенной муфте сцепления рычаги валиков фиксаторов были отклонены вперед на угол около 13° в горизонтальной плоскости от линии, перпендикулярной продольной оси трактора. Зацепление главной передачи заднего моста регулируют, уменьшая толщину набора прокладок под стаканом левой опоры выходного вала.

Коробка передач одноосного тягача МоАЗ-546П состоит из шестерен и зубчатых муфт включения передач по типу коробки постоянного зацепления гусеничного трактора Т-130М. Принципиальное отличие коробки тягача — включение передач с помощью зубчатых муфт, оборудованных синхронизаторами (рис. 24). Такие муфты работают следующим образом. Для включения передачи с помощью вилки 3 сдвигают каретку 12 синхронизатора по шлицам вторичного вала 7 вправо до зацепления ее зубчатого венца 11 с зубчатым венцом 8 шестерни 6, свободно установленной на подшипнике вала 7.

Схема работы синхронизатора
Рис. 24. Схема работы синхронизатора: a — нейтральное положение, б — начало включения, в — конец включения- 1 — вал-шестерня, 2 — обойма, 3 — вилка, 4 — выступ, 5 — паз, 6 — шестерня, 7 — вал, 8 — зубчатый венец шестерни, 9, 10 — конусы, 11 — зубчатый венец каретки, 12 — каретка

При передвижении каретки с обоймой до момента зацепления зубчатых венцов конус 10 обоймы соприкасается с конусом 9 шестерни 6. Выступ 4 каретки упирается в скос паза 5 обоймы. После того как сила трения между конусами сравняет частоту вращения шестерни 6 и вала 7, выступ 4, обогнув скос паза, позволит каретке перемещаться до зацепления зубчатых венцов 8 и 11.

Таким образом, крутящий момент ведущего вала-шестерни 1 через шестерню промежуточного вала, шестерню 6, зубчатые венцы 8, 11 и шлицы каретки 12 передается валу 7 коробки передач.

Синхронизатор позволяет включать передачи плавно и без ударов, не останавливая одноосный тягач и скрепер. Синхронизаторы не требуют специального регулирования.



Возврат к списку