Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М). Часть 2.

Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М). Часть 2.

Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М)

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Чтобы предотвратить перемещение переключающих валиков, соударение зубьев и разрушение шестерен при включенном сцеплении, коробки оборудуют механизмом блокировки переключения передач (рис. 21). Механизм представляет собой поперечный валик 3, в котором сделаны отверстия в местах размещения фиксаторов 4. При выключении педали 1 механизм управления 2 поворачивает валик 3 в такое положение, что отверстия размещаются против фиксаторов. Они могут подниматься, дают возможность перемещать валик и переключать передачу. При включении муфты сцепления педаль перемещается против часовой стрелки, поворачивая валик 3 на некоторый угол, благодаря чему верхние концы фиксаторов упираются в его цилиндрическую поверхность, блокируя включение передач.

Механизм блокировки переключения передач трактора
Рис. 21. Механизм блокировки переключения передач трактора: а — выключен, б — включен- 1 — педаль управления муфтой сцепления, 2 — механизм управления, 3 — валик, 4 — фиксатор, 5 — пружина, 6 — валик переключения передач, 7 — корпус

Коробка передач трактора типа ДТ-75 (рис. 22) размещена в корпусе 17, отлитом за одно целое с задним мостом, и обеспечивает трактору семь передач движения вперед и одну назад. Коробка снабжена четырехходовым механизмом переключения передач, механизмом блокировки переключения передач и электрическим выключателем, который не позволяет запускать двигатель при включенной передаче.

Прямозубые шестерни передач размещены на четырех валах: первичном (входном) 1, вторичном 16, дополнительном 40, заднего хода 34. Валы вращаются на шариковых 15, 25, 45 и роликовых 2, 18, 35, 39 подшипниках качения, которые установлены в корпусе коробки с помощью стаканов, предназначенных для сборки валов в корпусе коробки.

На шлицах вала 1 закреплены жестко ведущая шестерня 3 третьей передачи и заднего хода, подвижные блоки 26 шестерен третьей и четвертой передач и 14 первой и второй передач. Шестерня 3 входит в постоянное зацепление с шестерней 36 на валу 34.

Коробка передач трактора типа ДТ-75
Рис. 22. Коробка передач трактора типа ДТ-75: 1, 16, 34, 40 — валы, 2, 15, 18, 25, 35, 39, 45 — подшипники, 3, 19, 20, 22, 36, 37, 41, 44 — шестерни, 4, 7 — вилки переключения, 5, 10 — фиксаторы, 6 — валик переключения, 8 — рычаг переключения передач, 9 — валик блокировки, 11 — механизм блокировки, 12 — крышка, 13 — планка переключения, 14, 21, 26, 43 — блоки шестерен, 17 — корпус, 23 — прокладки, 24 — стакан, 27 — выключатель электросистемы блокировки, 28 — ось, 29 — шарик, 30 — опора, 31 — рамка, 32, 33 — пластины, 38 — рычаг, 42 — сливная пробка

На валу 16 жестко укреплена ведущая коническая шестерня главной передачи и на шлицах зафиксированы неподвижно шестерни 22 третьей передачи, блок 21 первой и четвертой передач, шестерни 20 седьмой передачи и шестерня 19 второй передачи. Для фиксации положения шестерен между ними установлены распорные втулки. Между передним стаканом подшипника и корпусом заложены металлические прокладки 23, с помощью которых регулируют положение ведущей конической шестерни и зацепление в главной передаче.

Справа по ходу трактора в верхней части корпуса размещен вал заднего хода 34, на котором установлены на шлицах неподвижная шестерня 36 и подвижная 37. Шестерня блока 26 находится в постоянном зацеплении с шестерней 3 первичного вала, вследствие чего вал заднего хода синхронно вращается вместе с первичным валом. Подвижная шестерня при перемещении вдоль вала механизма переключения может входить в зацепление с большой шестерней блока 21, обеспечивая движение базовой машины задним ходом.

Вал 40 размещен в правой нижней части корпуса коробки. На шлицах этого вала неподвижно закреплена шестерня 44, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 36 вала 34.

На шлицах вала 40 на скользящей посадке установлены блок 43 шестерен пятой и шестой передач и шестерня 41 седьмой передачи.

Для включения передач вводятся в зацепление следующие блоки шестерен и шестерни: первой — 14 и 19, второй — 14 и большая шестерня блока 21, третьей — блок 26 шестерен с шестерней 22, четвертой — блок 26 шестерен с малой шестерней блока 21. Включение пятой, шестой и седьмой передач осуществляется с помощью шестерен вала 40, который синхронно вращается с валом 1 через шестерни постоянного зацепления 3, 36 и 44. Передачи включаются следующим образом: пятая — введением в зацепление блока 43 шестерен с шестерней 22, шестая — блока 43 с малой шестерней блока 21, седьмая — шестерен 41 и 20.

Передачи коробки включаются четырехходовым механизмом переключения, располагаемым в крышке и корпусе. Число планок и валиков равно количеству подвижных шестерен и блоков: два — на первичном и два — на дополнительном валу. В крышке параллельно установлены четыре планки 13. В их передней части выполнены поперечный разрез, в котором перемещается рычаг переключения для выбора передачи, и три клиновидные прорези, в одну из которых входят подпружиненные фиксаторы 10. Планки связаны с валиками переключения передач. На валиках закреплены поводковые вилки управления движением шестерен и блоков. В верхней части фиксаторов размещены валики 9 механизма блокировки 11, связанного с приводом педали сцепления. Механизм блокировки при повороте валиков 9 стопорит фиксаторы 10 и перемещение планки (включение передачи) осуществить невозможно. При выключенной муфте сцепления валики повернуты отверстиями вниз (показано на рис. 22), благодаря чему фиксаторы 10 могут перемещаться вертикально и выходить из пазов планок 13. Планка может быть передвинута и передача включена.

Чтобы предотвратить включение двух планок одновременно, между ними установлены разделительные боковые пластины 33 и 32. По поперечному пазу перемещается хвостовик рычага переключения 8. Крайние планки включаются при упоре рычага в боковые пластины- в две средние планки рычаг устанавливается с помощью дополнительного валика переключения 6, снабженного фиксатором 5.

Электрическая система блокировки рычага переключения дает возможность включать пусковой двигатель только при нейтральном положении рычага. В расточке крышки установлена втулка с электрическим выключателем 27 и шариком 29. На рычаге 8 и опоре 30 размещена рамка 31 с пазом для шарика 29. В нейтральном положении рычага шарик попадает в отверстие рамки и электрический включатель оказывается выключенным. При перемещении рычага 8 и включении передачи рамка надавливает на шарик, который упирается в наконечник включателя, первичная обмотка магнето пускового двигателя замыкается на «массу» и запуск его невозможен. Шестерни смазывают, опуская в масло или путем разбрызгивания. Сливная пробка 42 снабжена постоянным магнитом для улавливания металлических продуктов изнашивания.

В коробке передач регулируют зацепление главной передачи и механизм блокировки переключения передач.

Зацепление главной передачи заднего моста регулируют, снимая прокладки 23 из-под стакана подшипника вала 16 до получения равномерного пятна касания на конических шестернях.

Механизм блокировки регулируют, изменяя длину тяги между рычагом педали муфты сцепления и рычагом на коробке передач.



Возврат к списку