Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М). Часть 1.

Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М). Часть 1.

Механические коробки передач базовых тракторов типа ДТ-75 (Т-130М)

Часть 1

Механические коробки передач предназначены для ступенчатого изменения скорости и направления движения машины, силы тяги на ведущих колесах ходовой части, а также для се остановки при работающем двигателе. Для выполнения этих операций вводят в зацепление соответствующие шестерни, что изменяет их передаточное отношение, частоту вращения выходного вала и его крутящий момент.

Различают коробки передач вальной и планетарной конструкций. Вальные коробки передач более распространены, так как проще по конструкции и дешевле в изготовлении. По способу зацепления шестерен различают коробки передач с подвижными шестернями или с постоянным зацеплением шестерен. В первом случае передачи включаются введением в зацепление шестерен путем их продольного перемещения по валам, во втором шестерни зацеплены постоянно, соединение их с валами и включение передач осуществляются соединительными муфтами. По исполнению известны коробки передач съемные и блочные, выполненные в одном блоке с задним мостом (например, у трактора типа ДТ-75).

Устройство простейшей двухступенчатой коробки передач показано на рис. 19. В корпусе 14 на подшипниках установлены два вала: входной (первичный) 1 и вторичный 11. Входной вал вращается с частотой nд, равной частоте вращения вала двигателя. Вторичный вал соединен с механизмами главной передачи заднего моста непосредственно или карданной передачей.

На входном валу расположены ведущие шестерни 4 и 5 соответственно низшей и высшей передач. Обе шестерни объединены в один блок и на шлицах перемешаются в осевом направлении с помощью планки 3 с вилкой, которые, в свою очередь, перемешаются рычагом 2. Шестерня заднего хода 7, сидящая подвижно на валу, включается планкой 6 с вилкой.

На вторичном валу неподвижно закреплены (шпонками или шлицами) три ведомые шестерни 13, 12, 10 соответственно низшей, высшей и задней передач. Отношение чисел зубьев ведомой шестерни к ведущей называют передаточным отношением. Для изменения направления движения шестерен и заднего хода введена промежуточная шестерня 8.

В планках 3 выполнены поперечные пазы, в которых может перемещаться рычаг переключения передач. Поперечным движением рычаг переключения передач может быть соединен с одной или другой планкой. Продольным перемещением рычаг двигает планку с вилкой и, следовательно, шестерню вперед или назад, благодаря чему она зацепляется с одной из шестерен 13 или 12. В нейтральном положении шестерни 4, 5 и 7 не введены в зацепление и свободно вращаются со своими валами. Входной вал вращается, вторичный остановлен, и трактор неподвижен (рис. 19, а).

Схемы коробки передач трактора
Рис. 19. Схемы коробки передач трактора: а — нейтральное положение шестерен, б, в, г — положение шестерен при включении низшей, высшей и задней передач- 1, 11 — валы, 2 — рычаг переключения передач, 3, 6 — планки с вилками, 4 — шестерня низшей передачи, 5 — шестерня высшей передачи, 7 — шестерня заднего хода, 8 — промежуточная шестерня, 9 — главная передача, 10, 12, 13 — шестерни вторичного вала, 14 — корпус

Когда передвигают рычаг 2 назад, планка с вилкой перемещаются вперед и в зацепление входят шестерни 4 и 13 (рис. 19, б). Шестерня 4 имеет наименьшее количество зубьев, а шестерня 13 — наибольшее, что обеспечивает самое высокое передаточное отношение коробки и низшую (рабочую) скорость движения трактора.

Для включения высшей передачи (рис. 19, в) вводят в зацепление шестерни 5 и 12, перемещая вилки назад, а рычаг 2 вперед. Число зубьев у шестерни 5 больше, чем у шестерни 4, а у шестерни 12 меньше, чем у шестерни 13. Поэтому получают меньшее передаточное отношение и высшую (транспортную) скорость движения, так как вторичный вал вращается с большей частотой.

Чтобы включить заднюю передачу (рис. 19, г), рычаг переводят вправо и вводят его в зацепление с планкой 6 и вилкой. Затем, перемещая рычаг вперед, сдвигают вилку вместе с шестерней 7 назад и вводят в зацепление шестерни 7 и 8, которые передают вращение шестерне 10. Благодаря промежуточной шестерне вторичный вал получает противоположное вращение по сравнению с низшей и высшей передачами и трактор перемещается задним ходом. Шестерни коробок передач тракторов выполняют прямозубыми.

Чем больше количество ступеней (передач) механической коробки, тем полнее используется мощность двигателя при изменении грунтовых условий работы бульдозера и скрепера и повышается их производительность. Увеличение количества передач усложняет конструкцию коробки, повышает стоимость изготовления, снижает ее надежность и долговечность. Оптимальное количество передач для промышленных тракторов — 3...8 вперед и столько же назад.

Коробки снабжены механизмом переключения передач (рис. 20), который вводит шестерни в зацепление, обеспечивает их нейтральное положение, предотвращает самопроизвольное включение и выключение.

Механизм переключения передач
Рис. 20. Механизм переключения передач: 1 — рычаг, 2 — опора, 3 — кулиса, 4 — механизм блокировки переключения передач, 5 — фиксатор, 6-8 — валики, 9 — вилка, 10 — блок шестерен, 11 — вал, 12 — корпус

На корпусе 12 коробки сверху крепят конусный стакан, в котором размещена шаровая опора 2 рычага переключения 1. Нижний конец рычага входит в зацепление с тремя переключающими планками 6 - 8 (или валиками), которые имеют опоры в корпусе 12 коробки и свободно в них перемещаются в осевом направлении. В переключающих валиках выполнены три паза клиновидной формы, в которые входит фиксатор 5 с пружиной. Количество фиксаторов равно числу переключающих валиков. На валиках неподвижно закреплены вилки, которые входят в кольцевые пазы блока 10 шестерен, установленного подвижно на валу 11 с помощью шлицевого соединения. Перемещая рычаг 1 в поперечной плоскости, вводят его в зацепление с одним из валиков и переключают передачу движением валика в осевом направлении.

При такой конструкции механизма переключения включается одна из передач и исключается одновременное введение в зацепление нескольких шестерен. Каждый фиксатор устанавливает три положения валика переключения: переднее, нейтральное и заднее.



Возврат к списку