Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов и тягачей. Часть 4.

Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов и тягачей. Часть 4.

Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов и тягачей

Часть 4

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1, часть 2, часть 3

Поворот одноосных тягачей. Самоходные скреперы на базе одноосных тягачей относят к машинам с шарнирно-сочлененной рамой (см. рис. 52, б). Направление движения скрепера изменяют поворотом одноосного тягача относительно скреперного оборудования с помощью седельно-сцепного устройства и рулевого управления (рис. 54).

Схемы поворота колесных тракторов
Рис. 52. Схемы поворота колесных тракторов: а - с передними поворотными колесами, б - с шарнирно-сочлененной рамой

Седельно-сцепное устройство (рис. 55) предназначено для соединения одноосного тягача с тяговой рамой скрепера, передачи нагрузок от ковша на тягач и поворота тягача относительно ковша (см. рис. 54). Для получения минимального радиуса поворота скрепера угол поворота должен быть 85...90° в каждую сторону.

Схема поворота одноосного тягача
Рис. 54. Схема поворота одноосного тягача: а - поворот тягача в плане, б - боковой крен

Кроме того, в седельно-сцепном устройстве предусмотрена возможность свободного поперечного качания (боковые крены) колес тягача относительно задних колес скрепера. Это позволяет поддерживать постоянный контакт всех колес с опорной поверхностью дороги при ее неровностях. Угол крена задают не менее 12° в каждую сторону.

Седельно-сцепное устройство одноосного тягача МоАЗ-546П (рис. 55) состоит из литого кронштейна 8 с горизонтальными 3 (для бокового крена) и вертикальными пальцами 7, 10 (для поворота) и стойки 11 тяговой рамы скрепера. Пальцы 7, 10 закреплены в расточках средней поперечной рамы 2 тягача. Стопорят пальцы от поворота и осевого смещения клиньями 6.

К кронштейну 8 приварена опора 1 для крепления крышек гидроцилиндров поворота 13. Штоки гидроцилиндров закреплены на кронштейнах стойки 11 тяговой рамы скрепера с помощью пальцев 12.

Седельно-сцепное устройство
Рис. 55. Седельно-сцепное устройство: 1 - опора, 2 - рама, 3, 7, 10, 12 - пальцы, 4, 9 - прокладки, 5 - шайба, 6 - стопорный клин, 8 - кронштейн, 11 - стойка, 13 - гидроцилиндр

В седельно-сцепном устройстве регулируют горизонтальный и вертикальный осевые зазоры. Зазоры А + Б должны быть не более 1 мм, зазор В — не более 2 мм, а зазор Г-не менее 1 мм. При регулировании зазоров А, Б, В удаляют прокладки 4 и 9. Зазор Г восстанавливают новой опорной шайбой 5. Пальцы седельно-сцепного устройства смазывают с помощью масленок.

Рулевое управление тягача МоАЗ-546П (рис. 56, 57) состоит из рулевого механизма 4 с гидрораспределителем, насоса 9, гидробака 10, переключателя 18, гидроцилиндров поворота 14, следящего устройства и маслопроводов. Работает рулевое управление следующим образом.

Сектор 1 рулевого механизма 4 находится в постоянном зацеплении с червяком 2. Рулевая сошка 5 соединена с тягой 22 следящего устройства. При прямолинейном движении тягача золотник 3 гидрораспределителя рулевого механизма находится в нейтральном положении и рабочая жидкость, нагнетаемая насосом 9, через щели поступает в сливную полость гидрораспределителя и затем в гидробак 10 (позиция I).

Рулевое управление одноосного тягача МоАЗ-546П
Рис. 56. Рулевое управление одноосного тягача МоАЗ-546П: 1 - сектор, 2 - червяк, 3, 19 - золотники, 4 - рулевой механизм, 5 - сошка, 6, 17 - предохранительные гидроклапаны, 7 - гайка, 8 - рулевое колесо, 9 - насос, 10 - гидробак, 11 - кронштейн, 12 - стойка, 13 - шток, 14 - гидроцилиндр, 15, 21 - рычаги, 16, 20, 22 - тяги, 18 - переключатель

При повороте рулевого колеса 8 поворачивается червяк 2, который соединен с золотником 3 и перемещается в продольном направлении относительно неподвижного сектора 1. Последний связан с тягой 22, которая остается неподвижной до начала поворота тягача относительно ковша. При этом открывается соответствующая полость гидрораспределителя и масло начинает поступать в гидроцилиндры 14 таким образом, что у одного гидроцилиндра шток 13 выдвигается, а у другого — втягивается. Положения золотника 3 и направления потока рабочей жидкости в гидрораспределителе при повороте рулевого колеса налево и направо показаны на рис. 57 (позиции II и III).

Так как гидроцилиндры 14 пальцами штоков 13 связаны со стойкой 12 тяговой рамы ковша, а задними концами с кронштейном 11 тягача, то одновременно с перемещением штоков начинается поворот тягача относительно ковша скрепера. Задняя тяга 20 начинает перемещаться вместе с ковшом и, воздействуя на двуплечий рычаг 21 и тягу 22, поворачивает сошку 5 с сектором 1, перемещая червяк 2 вместе с золотником 3 в продольном направлении, противоположном заданному от рулевого колеса 8.

Схемы работы гидрораспределителя рулевого механизма
Рис. 57. Схемы работы гидрораспределителя рулевого механизма: I - нейтральное положение, II - поворот налево, III - поворот направо

Золотник 3 перекрывает доступ масла к гидроцилиндрам, и поворот прекращается до следующего момента поворота рулевого колеса. Следовательно, каждому моменту поворота рулевого колеса соответствует поворот тягача относительно ковша. При непрерывном повороте рулевого колеса тягач также непрерывно поворачивается на угол до 90° в каждую сторону.

Таким образом осуществляется «следящее» действие или так называемая «обратная связь» рулевого управления.

Гидроцилиндр, у которого шток втягивается в процессе поворота тягача до 90°, проходит через мертвую точку МТ, т. е. наступает момент, когда длина гидроцилиндра L после уменьшения должна увеличиваться, а шток — начать выдвигаться. Происходит это за счет изменения направления подачи жидкости в рабочие полости гидроцилиндра с помощью гидравлического переключателя 18. Он переключается рычажным механизмом (коленчатым рычагом 15 и тягой 16), который при повороте тягача перемещается вместе с гидроцилиндрами. Когда гидроцилиндр подходит к МТ, то его тяга 16 поворачивает рычаг 15, который нажимает на золотник 19 переключателя 18.

За 6° до мертвой точки перемещаемый золотник 19 соединяет рабочие полости своего гидроцилиндра между собой и со сливной или напорной гидролинией (в зависимости от направления поворота) и таким образом отключает этот гидроцилиндр. В это время поворот тягача осуществляется только вторым гидроцилиндром. После прохождения МТ рычаг 15 продолжает перемещать золотник 19 до тех пор, пока через 6° рабочая жидкость не поступит в полости гидроцилиндров и не изменит направление движения штока на обратное.

Рулевое управление одноосного тягача БелАЗ-531 (рис. 58) отличается тем, что гидроцилиндры 7 не проходят МТ, а поворот тягача на 90° достигается с помощью рычажного механизма 5, на который воздействуют гидроцилиндры. На рисунке стрелками показаны направления потока жидкости при повороте скрепера налево.

Рулевое управление тягача БелАЗ-531
Рис. 58. Рулевое управление тягача БелАЗ-531: 1 - рулевое колесо, 2 - предохранительный гидроклапан, 3 - гидробак, 4 - насос, 5 — рычажный механизм поворота, 6 - тяговая рама ковша, 7 - гидроцилиндр поворота, 8 - кронштейн седельно-сцепного устройства тягача, 9 - гидрораспределитель, 10 - тяга следящего механизма, 11 - сектор, 12 - червяк

Для безопасного движения скрепера зазор рулевого колеса (свободный поворот рулевого колеса до начала поворота тягача) не должен превышать 25°. Этой величины достигают, устанавливая зазоры А и Б (см. рис. 55), устраняя осевой зазор в рулевой колонке с помощью гаек 7 (см. рис. 56), устанавливая зазоры в пределах 7 мм между торцами толкателей переключателя 18 и головками рычагов 15, затягивая крепление пальцев тяг следящего устройства, сошки, карданных валов. Кроме того, в рулевом управлении регулируют предохранительный гидроклапан 6 (или 2 на рис. 58) рулевого механизма на 9,5 МПа и предохранительные гидроклапаны 17 (см. рис. 56) переключателя на 11 МПа. Регулируют гидроклапаны винтами: при ввертывании винта давление начала открывания гидроклапана возрастает, при вывертывании — уменьшается.



Возврат к списку