Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов и тягачей. Часть 3.

Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов и тягачей. Часть 3.

Механизмы управления поворотом гусеничных тракторов и тягачей

Часть 3

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1, часть 2

При двухпоточном приводе гусениц трактор поворачивается за счет изменения скоростей движителей, осуществляемого в коробке передач. Двухпоточный привод гусениц обеспечивает плавный и крутой повороты, а также поворот вокруг центра масс. Такую систему применяют на тракторах Т-330 (рис. 51).

Двигатель с помощью карданного вала 15 приводит в действие центральный вал 17 коробки 1, который через шестерни передает вращение двум выходным валам 14. На выходных валах размешены три ряда шестерен. Шестерня 2 обеспечивает вторую передачу, шестерня 4 — первую, шестерня 5 — третью. Передачи отключаются многодисковыми фрикционными муфтами 3.

Кинематическая схема двухпоточного привода гусениц трактора Т-330
Рис. 51. Кинематическая схема двухпоточного привода гусениц трактора Т-330: 1 — коробка передач, 2, 4, 5 — шестерни, 3, 6 — муфты, 7, 9 — тормоза, 8, 12 — редукторы, 10, 14, 15, 17 — валы, 11 — главная передача, 13 — звездочка, 16 — гидронасос

Крутящий момент от валов 14 передается с помощью муфт 6 включения переднего хода или планетарных редукторов 8 заднего хода боковым карданным валам 10. Редукторы 8 выключаются ленточными тормозами 7, фрикционные муфты и тормоза — с помощью гидронасоса 16 и многосекционного гидрораспределителя. На валах 14 симметрично расположены бортовые ленточные тормоза 9. Эти валы карданными валами 10 соединены с левой и правой главными передачами 11, конечными редукторами 12 и ведущими звездочками 13, которые приводят в действие гусеницы.

При включении муфтами 3 парных шестерен 2, 4 или 5, а также муфт 6 валы 14 вращаются с одинаковой частотой и передают ее звездочкам 13. Трактор прямолинейно перемещается вперед.

После включения тормозов 7 машина прямолинейно движется назад.

При включении муфтами непарных шестерен звездочки 13 вращаются с разной частотой, гусеницы перемещаются с различными скоростями и трактор плавно поворачивается налево или направо. В случае включения правого (по ходу движения) вала 14 и торможения левого вала 14 трактор поворачивается вокруг заторможенной гусеницы, и наоборот. Если включить правый вал 14 для движения вперед, а левый — назад, то звездочки вращаются с противоположной по направлению частотой и трактор сделает поворот на месте вокруг центра масс.

Поворот колесных тракторов. У колесных тракторов и тягачей, применяемых для агрегатирования с бульдозерами, наиболее распространены две системы поворота: с передними поворотными колесами и шарнирно-сочлененной рамой.

Систему поворота, показанную на рис. 52, б, применяют на легких тракторах тяговых классов до 1,4. Машины поворачиваются за счет угловой установки передних колес относительно продольной оси при поступательном движении трактора. Поворот машины происходит относительно центра поворота О с радиусом R. Различают внутренний r1 и наружный r2 радиусы поворота, описываемые внутренним и внешними колесами трактора.

Схемы поворота колесных тракторов
Рис. 52. Схемы поворота колесных тракторов: а - с передними поворотными колесами, б - с шарнирно-сочлененной рамой

Система с шарнирно-сочлененной рамой (рис. 52, б) обеспечивает поворот трактора за счет относительного углового изменения двух се половин, соединенных вертикальным шарниром. Мосты с неповорот ными колесами жестко прикреплены к полурамам. Если шарнир расположен посередине колесной базы, то передние и задние колеса идут по одному следу с радиусом поворота R. Наружные колеса описывают окружность с внешним радиусом поворота r2, внутренние — с радиусом r1. Угол β- называют углом относительного поворота полурам. Шарнирно-сочлененная система поворота обеспечивает большую маневренность машины, меньший радиус поворота, применение одинаковых ведущих мостов спереди и сзади. Поэтому систему в основном применяют на средних и тяжелых тракторах.

Система с передними поворотными колесами предусматривает использование рулевого механического управления (рис. 53). Поворотом рулевого колеса 14 через вал 13 приводят во вращение червяк 12. В зацепление с червяком входит ролик 11, который при этом поворачивает на определенный угол вал 10 и насаженную на него сошку 9. С сошкой одним концом шарнирно связана продольная рулевая тяга 8, другой конец которой связан с маятником 4, шарнирно закрепленным на мосту 15. Маятник поперечными тягами 3 и 5 шарнирно связан с рычагами 2, которые поворачивают цапфы 7 вокруг вертикальных шкворней на определенный угол. На цапфы устанавливают колеса с шинами.

Механическое рулевое управление колесного трактора
Рис. 53. Механическое рулевое управление колесного трактора: 1 - шкворни, 2 - рычаги, 3, 5, 8 - тяги, 4 - маятник, 6 - шарнир, 7 - цапфы, 9 - сошка, 10, 13 - валы, 11 - ролик, 12 - червяк, 14 - рулевое колесо, 15 - мост с поворотными колесами

Таким образом, при повороте рулевого колеса по часовой стрелке все тяги перемещаются в направлениях, указанных стрелками, цапфы с колесами поворачиваются направо. В том же направлении поворачивается весь трактор. Так как при повороте внутренние и наружные колеса перемещаются по окружностям с различными радиусами, то для уменьшения скольжения и изнашивания шин их поворачивают па разные углы. Внутреннее колесо имеет больший угол поворота относительно продольной оси, чем наружное. Разные углы поворота колес получаются автоматически за счет определенного соотношения плеч маятника, поперечных тяг и рычагов.

Механическое рулевое управление применяют на легких тракторах при небольшом сопротивлении повороту колес.



Возврат к списку