Механизмы отбора мощности тракторов типа ДТ-75

Механизмы отбора мощности тракторов типа ДТ-75

Механизмы отбора мощности тракторов типа ДТ-75

Механизмы отбора мощности представляют собой одноступенчатые редукторы. Выпускают два типа механизмов: со скользящей шестерней или постоянным зацеплением шестерен. В первом случае механизм отбора мощности может быть выключен, во втором — он работает постоянно.

По месту расположения различают передний и задний механизмы отбора мощности. Передний механизм отбора мощности устанавливают спереди двигателя и применяют для привода гидронасосов рабочего оборудования (у тракторов типа ДТ-75, Т-4АП2, Т-130М и «Беларусь»). Задние механизмы отбора мощности размещают непосредственно за двигателем или на заднем мосту трактора (у тракторов Т-330, Т-4АП2, тягача БелАЗ-531) и применяют для привода гидронасосов рабочего оборудования и вспомогательных систем трансмиссии, а также задней лебедки канатного управления бульдозерным оборудованием.

По принципу работы механизмы отбора мощности подразделяют на независимые и зависимые.

Независимые механизмы постоянно связаны с двигателем. Они приводятся в действие от переднего шкива коленчатого вала, газораспределительного механизма или маховика двигателя. На базовых машинах применяют в основном независимые механизмы. Они позволяют управлять рабочими органами и рулевым управлением постоянно, независимо от того, включена или выключена трансмиссия, перемещается или остановлен базовый трактор либо тягач.

Зависимый механизм отбора мощности устанавливается после муфты сцепления и приводится в действие от коробки передач. Зависимый механизм работает только при включенной муфте сцепления и передаче и прекращает передачу крутящего момента при выключении муфты и остановке трактора. Основным недостатком такого механизма является невозможность управления рабочим оборудованием при остановленном тракторе.

Независимый механизм отбора мощности, широко применяемый на гусеничных тракторах для привода шестеренного гидронасоса, показан на рис. 67. Шлицевой вал 3 вращается в подшипниках 11, установленных в передней боковой части корпуса двигателя. На валу подвижно насажена шестерня 2, которая зацепляется с одной из шестерен 8 газораспределительного механизма двигателя. В проточку шестерни входит отводка 4, связанная валом 6 с рукояткой отключения 7. Для выключения механизма отбора мощности рукоятку поворачивают в направлении, указанном стрелкой, шестерня 2 скользит по шлицевому валу 3, выходит из зацепления, и передача мощности гидронасосу 1 прекращается.

Независимый механизм отбора мощности тракторов типа ДТ-75
Рис. 67. Независимый механизм отбора мощности тракторов типа ДТ-75: 1 - гидронасос, 2, 8 - шестерни, 3, 6 - валы, 4 - отвотка, 5 - фиксатор, 7 - рукоятка, 9 - картер двигателя, 10 - шпилька, 11 - подшипник

Положение рукоятки при включенном и выключенном механизме отбора мощности удерживается фиксатором 5. Корпус гидронасоса крепят шпильками 10 к картеру двигателя 9- ведущий вал гидронасоса приводится в действие с помощью внутренних шлицев вала 3. Включают и выключают механизм отбора мощности при неработающем двигателе, чтобы избежать поломки зубьев шестерен.

Зависимый механизм отбора мощности, установленный на заднем мосту гусеничного трактора, для привода лебедки представлен на рис. 68. Механизм представляет собой одноступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями, размещенными в корпусе 4. Снизу в нем выполнен монтажный люк крышкой 12.

Зависимый механизм отбора мощности гусеничного трактора
Рис. 68. Зависимый механизм отбора мощности гусеничного трактора: 1, 9 - валы, 2 - сальник, 3, 4 - корпуса, 5, 13, 14 - шестерни, 6, 10, 11 - подшипники, 7 - щиток, 8 - колпак, 12 - крышка, 15 - отводка, 16 - фиксатор, 17 - рычаг переключения

Ведущая шестерня 5 изготовлена за одно целое с пустотелым валом, установленным на подшипниках 6. Внутри шестерни сделаны шлицы, в которые входит шлицевой конец ведущего вала 1. Вал 1 проходит через задний мост и передним концом входит в шлицевое отверстие ведущего вала коробки передач.

Ведомый вал 9 с двумя шлицами вращается в подшипниках 6. На передних шлицах подвижно установлены ведомая 14 и маслоразбрызгивающая 13 шестерни, которые входят в зацепление с ведущей шестерней 5.

Маслоразбрызгивающая шестерня 13 свободно установлена на шарикоподшипнике 11, посаженном на ступицу ведомой шестерни 14. Независимо от того, включена или выключена шестерня 14, шестерня 13 всегда вращается, обеспечивая разбрызгивание масла и смазывание поверхностей трения механизма.

Механизм отбора мощности приводится в действие механизмом включения. Он состоит из отводки 15, которая входит в кольцевую проточку ведомой шестерни, фиксатора 16 и рычага 17. Механизм вводит в зацепление шестерни 14 и 5. Управляют механизмом включения из кабины трактора.

Фиксатор 16 удерживает отводку 15 и шестерню 14 во включенном или выключенном положении. Задний конец выходного вала 9 выходит за пределы корпуса 4. В шлицах этого вала выполнена кольцевая проточка, с помощью которой фиксируют ведущий фланец лебедки. Вращающиеся детали привода ограждены щитком 7. Если вал 9 не работает для привода, его закрывают защитным колпаком 8.

Чтобы исключить утечку масла из корпуса редуктора и попадание пыли, выходные части вала защищены сальниками 2.

Масло заливают и сливают через отверстия, которые закрыты резьбовыми пробками. На тракторе Т-4АП2 зависимый механизм отбора мощности используют для привода гидронасоса рабочего оборудования.



Возврат к списку