Колесная ходовая часть трактора и одноосного тягача. Часть 2.

Колесная ходовая часть трактора и одноосного тягача. Часть 2.

Колесная ходовая часть трактора и одноосного тягача

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Колеса воспринимают массу машины, вертикальные нагрузки, обеспечивают реализацию силы тяги и движение тракторов и тягачей. Устанавливают колеса на ступицы мостов.

Базовые колесные тракторы снабжены четырьмя колесами- одноосные тягачи — двумя.

Колеса базового трактора могут быть ведущими и направляющими (поворотными). Общее количество колес и их назначение определяются колесной формулой базовой машины. Первое число в колесной формуле выражает общее количество колес, второе — ведущих колес. Колесная формула 4x4 означает, что трактор имеет четыре ведущих колеса, формула 4x2 - четыре колеса машины, два из которых — ведущие. Тракторы со всеми ведущими колесами являются машинами повышенной проходимости и их преимущественно применяют для работы с бульдозером и скрепером (тракторы Т-150К).

Передние и задние колеса тракторов могут быть одинаковых и разных размеров. Для бульдозеров и скреперов целесообразно применять тракторы и тягачи с колесами одинакового размера, так как они улучшают проходимость и реализацию повышенной силы тяги.

Колесо (рис. 44) состоит из шины 1 с камерой 9 и обода 2. Шины, используемые для современных колесных тракторов и тягачей, накачивают воздухом до определенного давления, поэтому их называют пневматическими. Различают шины низкого (0,15...0,3 МПа) и высокого (0,3 ...0,7 МПа) давления.

Колесо (а) и шина (б)
Рис. 44. Колесо (а) и шина (б): 1 — шина, 2 — обод, 3 — протектор, 4 — бреккер, 5 — каркас, 6 — боковины, 7 — бортовое кольцо, 8 — борт, 9 — камера

Ширину шины обозначают буквой d, посадочный диаметр обода — D. Размеры шин дают в миллиметрах или дюймах. Например, 570 — 635 означает, что номинальная ширина шины 570 мм, посадочный диаметр обода — 635 мм. Размер 27.00 — 33 расшифровывается так: ширина шины 27 дюймов, диаметр обода 33 дюйма. Приближенно можно считать, что ширина шины и высота ее профиля одинаковые. Ширина профиля шины низкого давления должна быть больше ее высоты.

На тракторах и тягачах применяют преимущественно камерные шины, которые состоят из покрышки и камеры 9. Покрышка обеспечивает сцепление шины с рабочей поверхностью, передачу нагрузки на грунт, защищает камеру от повреждений. Состоит покрышка из протектора 3, бреккера 4, каркаса 5, боковины 6, бортов 8 и бортовых колец 7.

Протектором 3 называют толстый наружный слой резины, которым шина соприкасается с рабочей поверхностью или грунтом.

В зависимости от назначения шины протектору придают различные рисунки: повышенной проходимости, дорожный, скальный и др. Протектор предохраняет покрышку от истирания и повреждения. Чем больше толщина протектора, тем выше срок службы шины. В практике иногда восстанавливают изношенный протектор, наваривая новый.

Бреккер 4, или подпротекторный слой, смягчает удары, возникающие при движении машины. Он состоит из нескольких слоев прорезиненного материала или металлокорда.

Каркас 5 представляет собой основную несущую конструкцию покрышки. Изготовляют его многослойным из прорезиненного пластмассового или металлического корда. Строение каркаса может быть диагональным или радиальным. При диагональном строении нити корда расположены по касательной к ободу шины, при радиальном — они идут по радиусу от одного борта покрышки к другому. Диагональное строение обеспечивает большую жесткость, радиальное — делает покрышку более эластичной и обеспечивает меньшее удельное давление на грунт, плавность хода машины, уменьшает ее массу и снижает интенсивность нагрева.

Боковина 6 изготовлена из утолщенного слоя резины и предохраняет каркас от бокового повреждения при наезде на препятствие.

Бортом 8 называют утолщенную часть покрышки, которой она садится на обод колеса. Борта покрышки передают нагрузки от каркаса ободу. Для усиления бортов внутри них пропущены бортовые кольца 7, выполненные из плетеных проволочных металлических колец, обернутых прорезиненной тканью.

Камера 9 установлена внутри покрышки. При накачивании воздухом камера становится упругой и герметичной частью шины.

Воздух подается в камеру с помощью вентиля (рис. 45), который представляет собой корпус 8, закрепленный к камере 9 гайкой 10, или вулканизированную резиновую подушку. В корпус навинчивают золотник 2 с уплотняющей резиновой втулкой 3. Сквозь корпус золотника пропущена шпилька 5, на которой надеты клапан 4, пружина 6 и скоба 7. Клапан 4 прижимается пружиной к золотнику, препятствуя выходу воздуха из камеры. В камеру воздух попадает под давлением, которым клапан отжимается от золотника. Внутреннее пространство золотника закрыто металлическим колпачком с резиновой подушкой. Для накачивания камеры воздухом вывинчивают золотник частично или полностью.

Вентиль
Рис. 45. Вентиль: 1 — колпачок, 2 — золотник, 3 — втулка, 4 — клапан, 5 — шпилька, 6 — пружина, 7 — скоба, 8 — корпус, 9 — камера, 10 — гайка

Обода колес бывают неразъемными (см. рис. 44) или разъемными (см. рис. 33). С одной стороны разборного обода делают съемное посадочное кольцо, которое заперто замочным кольцом. Разборные ободы применяют для шин средних и больших типоразмеров. Между камерой и разборным ободом устанавливают ободную ленту, которая предохраняет их от трения между собой.

Давление в шинах выбирают из условий работы. При работе на мягких и свежесрезанных грунтах рекомендуется более низкое давление для улучшения сцепления с рабочей поверхностью. При работе на твердых основаниях повышают давление для уменьшения сопротивления перекатыванию.



Возврат к списку